Том 3. Дети и шабашки. 1968-1977 гг.

Диафильм «Печера-Онега»

Смотреть онлайн в браузере (качество 720)

Смотреть на YouTube (качество 480)

Все слайды на Яндекс.Фото

  Смотреть на YouTube

  Смотреть онлайн в браузере

  Отдельные слайды



Титры: 1. «1975 год»
2. «Шабашка и»
3. «Поход»
4. «Печора и Онега»

5. 75-м годом заканчиваются Витины поездки на шабашные работы - одного, без меня. И этот диафильм можно считать прощанием с уникальной для нас темой.

А почему, собственно, надо прощаться с этим видом отпуска? Ну, если бы все шабашки были сходны по тяжести с хабаровской 74-года, то и для нас ответ не стоил бы труда

6. Однако типичная шабашка другая. Вы ее сейчас сами увидите, и сами озадачитесь вопросом: «Почему интересная и денежная шабашка хуже трудного и расточительного туризма»?

7. «Река Печора»

8. Пристань с поселком в 400 человек.

9. Здесь швартуются на ремонт много кораблей Печорского речного пароходства.

10. На берегу тихого затона - стоят ремонтные мастерские - механические, сварочные и пр. Наша бригада ремонтировала здание кузницы, а главное - строила новый лесопильный цех.

11. Вот что было здесь в начале - куча земли

12. и 10 гавриков на ней.

13-19. И вот что стало через полтора месяца(кадры последовательно показывают этапы возведения здания вперемежку с показом отдельных работ - бетонных, плотницких, сварочных, погрузочных, земляных и пр.)

20. Мы работали без выходных, по 12 часов как минимум,

21. Конечно, уставали, особенно если в наряде была земля, бетон, погрузка - ломовая работа.

22. Но это была все же - хорошая, желанная усталость. Ведь мы приехали сюда по доброй воле и делали нужное дело.

23. А вокруг нашей площадки - только подними глаза - простиралась без края печорская тайга.

24. Красотища!

25. И часто, на перекурах у нас возникал спор.

26. Ребята говорили мне: «Ну что может дать твой туризм? Природу? Грибы и ягоды? Купанье?

27. Светлые северные ночи?

28. Чувство удовлетворения от преодоленной усталости. От тяжелых нагрузок? - Здесь это все есть.

29. Я не знал, что им отвечать, и в письмах домой стыдился сообщать, как мне хорошо на шабашке.

30. Ни в один отпуск я так много, так часто и самозабвенно не купался.

31. У меня было достаточно свободных вечеров после бани, чтобы с фотоаппаратом побродить по окрестностям нашего поселка, зайти в

32. старообрядческую деревню.

33. Деревня наполовину пуста, но, говорят, еще живы староверы и ездят к ним ученые - собиратели древностей.

34. Как жаль, что я не умею заходить в избы и заговаривать просто с их обитателями - живыми хранителями допетровских, дониконовских еще традиций.

35. Кто знает, когда возникла эта деревня. Может, она - старое поселение туземцев - коми, а может, основана еще новгородцами - первыми колонизаторами края, почитавших Печору, а вслед за ней и Югру, т.е. Зауральскую Северную Сибирь, своей изначальной вотчиной.

36. Культура новгородцев, почти исключительно деревянная и берестяная, целиком погибла в этих краях.

37-38. И о ней можно только вспоминать в виду русского креста над большой холодной рекой.

39. Однако, солнце садится все ниже, времени немного

40. и я опускаюсь вниз, к Печоре, чтобы успеть побаниться в прозрачном холоде ее воды

41. и посидеть у вечерней реки, глазея на ее трудовую жизнь.

42. Каждую эту свободную и совершенно свою, единственную минуту покоя над закатной Печорой ощущая

43. как великое счастье, изо всех сил стараясь попрочней ее запомнить.

44. Еще одно яркое воспоминание, способное, уверен, у каждого вызвать зависть: наш воскресный день на деревенском сенокосе

45. К сожалению, плохо проявленные пленки не передают сочного многоцветья

46. белых рубах на фоне зеленых северных трав,

47. яркости ромашек и берез на темной зелени елей.

48. Ну какой туризм может дать столь близкое соприкосновение с этой извечной народной праздничной страдой?

49. Лев Толстой знал это и потому, наверное, брался сам за плуг и косу и вставал в ряд с мужиками.

И сегодняшние кандидаты и доценты берутся за грабли, вот как Саша-комиссар на этом слайде.

50. Монументальный портрет Саши-комиссара - Идейный руководитель, а вернее, идеолог нашей шабашки, со своей изощренной диалектической речью, соединяющей в каждой фразе и «Да», и «Нет» - он прекрасно управлялся со всей нашей бригадой, а она, естественно, - с ним.

51. Спросят его, бывало: «Саш, а можно сегодня принять спиртянского не в очередь?» - Он отвечает мгновенно и без раздумий, как будто даже независимо: «Нельзя, конечно, по стакану, не больше!»

52. За то и любил его народ до обожания.

53. А вот портрет другого интеллигента. Он у нас был борцом за качественную, неспешную и потому - быструю работу, а вечером - за немедленную выпивку и этим самым - за полный порядок.

54. Вот Эдик оглядывается, еще раз негодующе поминает бригадира: «Мы, мол, не дети, и пьем на свои!» и

55. принимает свою законную долю «зеленого змия»,

56. Потом, раздобревшись, становится мягким, ласковым и даже разговорчивым.

57. Может, с точки зрения некоторых моралистов, пили наши ребята слишком много. Для шабашных бригад это, мол, нетипично.

58. Ho, во всяком случае, ребята с неожиданно выявившимся здесь пристрастием к зеленому змию и мату оказались весьма сродни печорскому быту, прекрасно вписывались в поселковый пейзаж.

59. Немедленно завязавшиеся контакты и знакомства с местными людьми сразу же сделали их своими в домах и клубах.

60. И снова меня спрашивают: «Разве туризм может так тесно сблизить тебя с иным миром?»

61. И опять я вынужден был соглашаться.

62. Возвращаясь с работы в общежитие и привычно отмечая по дороге оригинальные черты местной жизни,

63. вроде этих детей, копошащихся недалеко от очереди за водкой,

64. или красоту полуночного северного неба,

65. мне думалось: «Сколько раз мы с Лилей бывали вот в таких северных деревнях и поселках, мимолетными туристами,

66. а вот сейчас я взаправду живу здесь, пусть временным, но нужным, своим человеком, жителем.

67. Да, в споре о преимуществах шабашки перед туризмом я терпел полное поражение и сдавался почти сразу.

68. Но хоть хорошо было на печорской шабашке, но на будущий сезон, я, наверное, уже не поеду. Трудно найти этому оправдание.

69. Как будто судьба уготовила нам с Лилей летний туризм в правило, в привычку. И поздно, невозможно перестраивать себя по иному.

70. Я не верил, но даже в этом году Лиле удалось выбраться из дома на неделю. Однако она не поехала проветриться ко мне на Печору, а наоборот, отозвала меня в поход на Онегу, несмотря на всю неудобность моего отъезда перед штурмовым концом работ.

71. Показав шабашную Печору и, не скрывая всех достоинств такого рода отпуска, мы покажем теперь туристскую Онегу, верхнее Онежье-Каргополье с его дорогами, лесными озерами и старыми церквями, надеясь из сравнения выудить понимание.

72. Два дня Витя добирался до Каргополя, где мы с Темой его ждали. Четыре дня длился поход и два дня - мы возвращались домой.

73. И всего-то! но впечатлений набралось на 4 пленки, больше, чем за 1,5 месяца шабашки.

74. В такой насыщенности путевого образа жизни - одна из главных прелестей и плюсов туризма.

75. С погодой нам повезло. Только в первое утро, в Ошевенске, что в 50-ти км от Каргополя, сеял дождичек.

76. В Ошевенском монастыре мы были впервые. Но все здесь казалось очень знакомым. Вот так же в дождик ходили мы по мокрым стенам с

77. уцелевшими башнями можайского монастыря, полуразрушенным кельям Иосифо-Волоколамского, касались церковных стен

78. Соловецкого, Кирилловского, Михаил-Архангельского...

79. За 10 лет наших похождений многое стало знакомым и привычным. И хотя этот поход по новым местам края, где мы один раз были, стал как бы возвращением-припоминанием давнишнего и дорогого впечатления.

80. От монастыря видна вдалеке деревянная Богоявленская церковь,

81. А вот она вблизи.

82. Через километр длинной деревни стоит часовня. С тех пор, как 8 лет назад я увидела деревянные церкви, не переставала мечтать о новой встрече с ними. Именно здесь, на севере, на их исконных местах, в окружении мощно растущих деревьев, рядом с серыми от дождей домами.

83. Есть какая-то невыразимая сладость в том, чтобы погрустить около них и, скользнув взглядом по шатру, вдруг оторваться в небо.

84. Потом был дремучий лес, ночевка в палатке и длинный долгий переход по «худой», как нам сказали, дороге - до Макарьевского скита.

85. Для нас эта дорога была нетрудной, скорее приятной. Для Темы же полный день был событием,

86. а сто с лишним километров за весь поход, думаю, станут незабываемыми. Мы боялись, что Теме будет трудно. Но он шел впереди нас совсем неплохо.

87. Как способ приобщения детей к природе, к истории, ко всему богатству земли народа, туризм, конечно, не заменим ни дачей, ни шабашкой. Вот только мало мы ходим вместе с детьми...

88. Тема очень хотел взять домой эту резную деталь иконостаса, как сувенир. Но Лиля была против: «И так церкви люди разрушают и грабят, да еще мы будем разбирать». - «Но, мама, ведь она все равно тут пропадет в куче мусора...» - «Все равно не бери. Пока пропадет, другие посмотрят...»

89. А кругом - тишь озера и былая жизнь. Церковная решетка уже не отделяет молящихся от окружающего мира. Разрушены двери и ограды, никого не держат. Но оказалось, что вместе с ними была разрушена и вся внешняя жизнь. Вместе с церковью покинули люди и весь этот озерный край, оставив пустынные дома для приезжающих рыбаков,

90. да заросли малины

91-93. - (виды Макарьевских озер)

94. К вечеру мы прошли 19 км до Лекшмоозера и на его роскошном берегу остановились.

95-98. Песчаное, мелкое, чистое, рыбное озеро. В можжевельниковых и сосновых зарослях. Там было очень здорово отдыхать после пешего перехода и всей суммы дневных впечатлений.

99. На следующий день мы шли по старому почтовому тракту на Кенозеро

100-105. по водоразделу между Онегой и Онежским озером

106. А вечером было Порженское с древней и очень красивой церковью на погосте, окруженном мощной бревенчатой оградой.

107. Мы долго здесь крутились, Темке надоело и хотелось уйти. А мы не могли толком объяснить, зачем мы тут торчим.

108. С недавних, совсем недавних пор я стал понимать, зачем люди ходят на кладбища. Почему им надо это делать. Не только потому, что все люди смертны и лишь на кладбище, пожалуй, лучше всего думать о себе, людях, о своих детях и предках, о вечном.

109. Нет, дело не только в тишине и размышлениях. Нам, атеистам, недоступна церковь с ее сложнейшей психотерапией,

110. но заменить ее мы можем, пусть неполно, посещая кладбища или исторические памятники, что, в сущности, одно и то же. Здесь действует не разум, а интуиция и чувство, создавая настрой высокий, или, как раньше говорили - умиленность.

111. Не знаю, как точнее выразиться. Но надеюсь, что Вы меня поймете.

112. Тихая радость от встречи с предками в их вещах и строениях - первый толчок к пробуждению чувства родной истории и ответственности. После уж разум поможет связать прошлое с настоящим и увидеть в нем будущее.

113. Нельзя недооценивать это следствие походов.

114. Шабашка вся нацелена на современность. Она дает человеку перемещение лишь в географическом плане и снова швыряет его в нашу настоящую жизнь с ее заботами, проблемами, страстями, которыми он кипит весь зимний сезон.

115. Туризм же меняет обстановку кардинально. Он вырывает человека напрочь из города и помещает его -

116. или среди девственной природы на положении дикаря-охотника,

117. или, как нас на Онеге - в иные времена, к далеким предкам.

И если человек как следует почувствует вкус и тягу к истории и миру, он, видно, останется бродягой до гроба.

118-125.

126.Четвертый день мы мало ходили и весь провели на Кенозере, в излюбленном художниками крае: купались, катались на единственном пассажирском теплоходе на озере, глазея с борта на разнообразные кенийские деревни и деревянные часовни...

127. Вечером этого дня мы сделали последнюю 12-км экскурсию к Филипповской шатровой церкви

128-130.

131-133. Как и другие северные красавицы, она охраняется государством, но разрушается от равнодушия властей. Я говорю - властей, потому что сами люди не равнодушны к ней. Разговаривая с молодыми шоферами, для встречи с ней сделавших крюк, и с пожилыми отхожими мужиками, возвращающимися в родную Филипповскую на выходные дни, мы ощущали и уважение, и гордость, и любовь. И было ясно: дай возможность местным и пришлым людям собрать деньги, они б выполнили свой долг перед предками, прибрали бы и уходили свою церковь-память

134. на радость и умиленность себе и всем бесчисленным детям детей детей своих...

135. Вот и весь наш поход. Еще один день мы плыли

136. по Кенозеру до Першлахты, оттуда автобусом мимо

137. Кенийского монастыря

138. до знакомого Конева, из которого 8 лет назад отправились вдвоем на байдарке вниз по Онеге, а маленький Тема оставался дома.

139. А теперь мы катим вдоль Онеги автобусом и выросший, серьезный Тема сидит вместе с нами.

140. Вечером и ночью была железная дорога,

141-148. а утром - Вологда. Ну не странно ли: в этом городе мы были раньше один раз, а встречаемся с ним, как со старым другом.  Здесь, в Вологде, мы радуемся Софийскому собору, освобожденному от реставрационных лесов, с головой окунаемся в мир его фресок, печалимся, что другим церквам еще долго ждать возрождения.

И даже не сердимся на то, что нас, как и в прошлый раз, не пустили в Прилуцкий монастырь, и мы снова ограничиваемся лишь подсматриванием памятников через стенные амбразуры и разглядываем их с предмостных земляных укреплений.

149. (кадр улыбающейся Лили у прилуцких стен) «Ну, скажите теперь - почему Лиля так счастлива?» ...Этим кадром я хотел бы закончить диафильм. Но боюсь, что Вы не сможете быть объективными и сделаете заключение только в пользу туризма.

150. А мне хотелось бы избежать односторонности

151. Конечно, случайность, что с суровой и рабочей Печорой у меня связался длинный шабашный сезон,

152. а с древней, поэтической Онегой - короткий туристский отдых, и все же я не могу отвязаться от онегинско-печорских сравнений.

153. Может, и правда, на смену туристской и раздумчивой Онеге идет

154. шабашно-деятельная Печора? Неужели и здесь будет брать верх излюбленный мною экономизм?

155. Вряд ли... В мире всему есть место. Вы только вспомните, что из века в век, рядом и не тесня друг друга, текут Онега и Печора в один и тот же вечный Ледовитый океан.




Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная.