Виктор Сокирко и Лидия Ткаченко. "Брянщина"

Том 15. Южная Россия. 1985г.

"Брянщина"

(Севск, Трубчевск)

Смотреть онлайн
Отдельные слайды

1."Русское Черноземье"-1985. ч. Х. "Брянщина"

2. "Земля Брянская" для нас, как и для многих, это, прежде всего, родина Тютчева и Толстого. Нельзя сказать, что оба они пламенно любили свою малую родину. И все же, они - дети этой земли, ею определены, хоть мы сейчас и не понимаем, как именно. Только расскажем вам, что знаем и что видели. И тогда, надеемся, с Вашей помощью сможем что-то понять.

3.Ф.И.Тютчев (1803-1873гг.) родом из Овстуга на Брянщине - потомок родовитейшей московской фамилии. Ее основатель Захар Тютчев был посланником Дмитрия Донского к Мамаю на Куликовом поле, а его потомки служили царю воеводами во многих городах и ратях.

4. Уже в 14 лет он был принят в Общество Российской словесности. Окончив за 4 года Московский университет и получив кандидатскую степень, уехал в Европу, в Мюнхен и Турин, на дипломатическую службу, где и провел с небольшими перерывами 22 года. В Европе он похоронил свою первую горячо любимую жену Элеонору, баварскую аристократку, женился

5. вновь на другой немецкой баронессе Эрнестине, Кисаньке. Там родились и были воспитаны его дочери, там сформировались убеждения и родились важнейшие стихи, там он дружил с Гейне и спорил с самим Шеллингом.

6. Всю жизнь он говорил и писал лишь по-французски, а вот задушевные стихи у него рождались только по-русски. А куда денешься от своей земли? Тютчев не был профессиональным поэтом, стихи писал только для себя, чтобы самому себе уяснить мир и себя. По выражению Гете, его стихи "не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве" и только стараниями родственников и друзей они сохранялись и направлялись для восторгов Пушкину, Некрасову или Тургеневу. А уж они-то могли оценить самого значительного философа-лирика русской поэзии. Но сам Тютчев больше осознавал их несовершенство, ведь они не могли до конца выразить его внутренний мир. Поэтическим кредо его так и осталось "Молчание" - Silentium.

7. Молчи, скрывайся и таи /И чувства, и мечты свои -
Пускай в душевной глубине /Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,- /Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя? /Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь? / Мысль изреченная есть ложь;
Взрывая, возмутишь ключи.- /Питайся ими - и молчи,
Лишь жить в себе самом умей /Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум; /Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,- /Внимай их пенью - и молчи!..

8. Живя в Европе, Тютчев защищал и гордился Российской империей, был видным славянофилом. Но, вернувшись на службу в Петербург, он начинает прозревать не только глубины отечественных несовершенств, но и неисправимость их, неизбежность гибели исторического самодержавия. Судьба ему благоволила. Даже когда он разражался едкой эпиграммой:

Печати русской доброхоты, /Как всеми вами, господа,
Тошнит ее - но вот беда, /Что дело не дойдет до рвоты.

Но его не только не наказывают, но и назначают Председателем цензуры по иностранной литературе. Но после долгих лет службы на таком высоком посту и многих разочарований он пишет жене:

9. "Отныне все будет ясно, что те условия, какие представляются печати в России таковы, что подобным им нигде нет. Разум целой страны по какому-то недоразумению подчинен ...безапелляционной диктатуре мнения чисто личного... в резком и систематическом противоречии со всеми чувствами и убеждениями страны. Но зло коренится глубже. Есть привычки ума, под влиянием коих печать сама по себе уж является злом. И хоть бы она и служила власти, как это делается у нас - с рвением и убеждением - но в глазах самой власти всегда лучше, чтобы печати не было вовсе. Содрогаешься при мысли о жестоких испытаниях, как внешних, так и внутренних; через которые должна пройти бедная Россия, прежде чем покончит с такой прискорбной точкой зрения". И нам становится понятным, почему его посещали пророческие видения, поражающие предсказательной силой до сих пор:

10. "Москва. Кремль. 8 сентября 1855г. я поднялся на первую площадку Ивана Великого, покрытую народом, ожидавшим появления государя... И тут

11. меня охватило чувство сна. Мне пригрезилось, что протекло полвека и более, что начинающаяся теперь великая борьба, пройдя сквозь целый цикл безмерных превратностей, захватив и раздробив в своем изменчивом движении государства и поколения, наконец, закончена, что новый мир возник из нее... что суд Божий свершился... Новые поколения

12. с совсем иными воззрениями и убеждениями господствовали над миром, и, уверенные в достигнутых успехах, едва помнили о тех печалях, о той тоске и темной ограниченности, в которой мы живем теперь.

13. И тогда вся эта сцена в Кремле, эта толпа, столь мало сознавшая и теснившая, чтобы видеть государя, который так недолго просуществует и жизнь которого так скоро будет подорвана и поглощена при первых же испытаниях великой борьбы - вся эта картина показалась мне видением прошлого, и весьма далекого прошлого, а люди, двигавшиеся вокруг меня,- давно исчезнувшими из этого мира. Я вдруг почувствовал себя современником их правнуков". (письмо жене, 1855)

14. Граф А.К.Толстой (1817-1875)был схож и различен со своим старшим брянским собратом. Прямой внук виднейшего царского вельможи Разумовского и друг детства царя, он с 6-ти лет стал писать стихи, марать бумагу, а потом всю жизнь стремился освободиться от придворной высокой службы ради занятий литературным творчеством. Толстой основную часть жизни провел в России, знал и любил ее, но считал себя решительным западником. В нем много было противоречий. Проповедник теории "искусство для искусства", он писал политически злободневные стихи; ярый защитник монархии, он был самым решительным критиком ее тиранства; прямой потомок вольных казаков, душой устремленный в украинские пределы, он резче всех обличал бунтарский и бесплодный характер нигилистов, как "станичников". Его кредо: европейская законность- порядок! Но что же делать,

15. если у русских такая география и потому такая история...

"Русская история от Гостомысла" с IX по XIX вв.. (по слову летописца Нестора)
Послушайте, ребята, /Что вам расскажет дед.
Земля наша богата, /Порядка в ней лишь нет.
А эту правду, детки, /За тысячу уж лет
Смекнули наши предки: /Порядку-де, вишь, нет.

16. И встали все под стягом, /И молвят: "Как нам быть?"
"Давай, пошлем к варягам /"Пускай придут княжить.
"Ведь немцы тароваты, /Им ведом мрак и свет,
Земля у нас богата, /Порядка в ней лишь нет.

17. ...Когда взошел Владимир /На свой отцовский трон,
"Да ендигте фюр иммер /Ди алте религион"
Он вдруг сказал народу:"Ведь ваши боги дрянь,
Пойдем креститься в воду!"/И сделал там Иордань.
"Перун уж очень гадок! /Когда его спихнем,
Увидите, порядок /Какой мы заведем!"

18. Послал он за попами /В Афины и Царьград,
Попы пришли толпами, /Крестятся и кадят.
Поют себе, умильно /И помнят свой кисет;
Земля, как есть, обильна, /Порядка только нет.

19. ...Иван Васильич Грозный /Ему был имя рек,
За то, что был серьезный./Солидный человек.
Приемами не сладок, /Но разумом не хром:
Такой завел порядок, /Хоть покати шаром!

20. ...Царь Петр любил порядок /Почти как царь Иван,
И так же был он сладок, /Порой бывал и пьян.
Он молвил: "Мне вас жалко, /Вы сгинете в конец,
Но у меня есть палка, /И я вам всем отец!
Не далее как к святкам /Я вам порядок дам!"
И тут же за порядком /Уехал в Амстердам.
...Но сон объял могильный /Петра во цвете лет,
Глядят, земля обильна, /Порядка ж снова нет...

21. ...Какая ж тут причина /И где же корень зла
Сама Екатерина /Постигнуть не могла.
"Мадам, при вас на диво /Порядок зацветет"
Писали ей учтиво /Вольтер и Дидерот.
"Лишь надобно народу, /Которому Вы мать,
Скорее дать свободу, /Скорей свободу дать.
"Месье - им возразила /Она: - ву ме компле"
И тут же прикрепила /Украинцев к земле".

22. Последнее сказанье /Я б написал еще,
Но чаю наказанье,/Боюсь месье Вейлет.
Ходить бывает склизко /По камешкам иным,
Итак, о том, что близко /Мы лучше умолчим.
...Составил от былинок /Рассказ немудрый сей
Худый смиренный инок, /Раб Божий Алексей".

23. Взамен этого осторожного якобы конца правильней привести оконцовку другого толстовского произведения, ироничной "Баллады с тенденцией", где после рассказа о русских нигилистах-коммунистах, озабоченных всеобщим делом поравнения через революционный хаос, он насмешливо обещает им стать "правоверным", видимо, и не догадываясь столь дьявольски насмешливым исполнением будет его прогноз

"Пророчество о партийности"
Я новому ученью, /Отдавшись без раздела,
Хочу, чтоб в песнопеньях /Всегда сквозило дело.
Служите ж делу, струны /Уймите праздный ропот!
Российская Коммуна, /Прими мой первый опыт!"

Егермейстер Е.И.В. двора граф А.К.Толстой, 1871г.

24. Брянcкую поездку мы начали с курской границы: от города самозванцев Севска к родовому гнезду стариннейших русских князей Трубецких. Через день от стариннейшего казачьего Стародуба к раскольничьим городам Клинцы и Новозыбково, а уж от них для нас открылся прямой путь к Брянску и поэтическим усадьбам в Красном Роге и Овстуге.

25. 1. Севск - крепость Комарницкой волостиСевск мы смотрели в дождь, и потому в пасмурном настроении.

26. Обширная бетонная площадь. Слева райком партии, справа оставлена

27. колокольня от разоренного Троицкого девичьего трехвекового монастыря.

28. Городской музей под хмурым присмотром скучной женщины показался нам неприветливым и молчаливым.

29. Конечно, сеет дождь, конечно, город был очень сильно разбит последней войной - но не можем мы переложить своего тоскливого настроения-убежденности, что видим серость и разруху больше не от времени и немцев, а от людей, от разорителей церковных садов, о которых предсказывал брянский граф Толстой:

30. Или даже выйдет проще, о жизнь моя, о Лада,
И будет в этой роще свиней пастися стадо!
О друг ты мой единый,- спросила тут невеста:-
Ужель для той скотины /Иного нету места?
- Есть много места, Лада, /Но наш приют тенистый
Затем изгадить надо, /Что в нем свежо и чисто!

31. "Баллада с тенденцией"
"Но кто же эти люди,- /Воскликнула невеста: -
Хотящие, как дети, /Чужое гадить место?
Чужим они, о Лада, /Немногое считают,
Когда чего им надо,/То тащут и хватают...
Они, вишь, коммунисты, /Честнейшие меж всеми,
И на-руку нечисты /По строгой лишь системе;
Системы их дешевле /Другая есть едва ли,
Станичниками древле /У нас их называли.

32. Знать сами неказисты, /Они ж и реалисты,
Изящного не любят, /Затем красу и губят,
Они ж и материалисты, /От имени прогресса
Кричат, что трубочисты /Суть выше Апеллеса...
...В одном согласны все лишь: /Коль у других именье,
Отымешь и разделишь, /Начнется вожделенье.

33. Весь мир желают сгладить /И тем ввести равенство,
Что все хотят загадить /Для общего блаженства.

34. Каким злым казался в прошлом веке всем мечтателям Российской Коммуны этот шарж брянского графа, но как смещаются наши оценки

35. спустя полвека, после исполнения пророчеств...

36. После ухода Литвы старая крепость на высоких севских холмах была восстановлена, расширена, пополнена служилыми людьми и боеприпасами, и стала одной из сильнейших и неприступных русских твердынь на юге границы Московии с Речью Посполитой. И говорят очевидцы:

37. "Град хороший вельми Севск, ряды и торги хороши, а люди в нем живут все служилые, мало посадских, и московские есть стрельцы, все люди тертые, зело доброхотны и приветливы. ...Крепость великолепна с чрезвычайно мощными башнями и многочисленными большими

38. пушками, размещенными одна над другой, с широкими и глубокими рвами, скаты которых обложены деревом, с деревянной двойной стеной.

39. Мы увидели на обоих краях рвов удивительные приспособления из заостренных, связанных меж собой бревен, к которому человеку невозможно приблизиться... За городом есть еще две деревянные стены для задержки конницы... Мы переехали деревянный мост в час пути, под которым много воды, болота и большие заросли..."

40. Сейчас крепость пуста, только скот пасется. А раньше теснилось управление целого края, которому подчинялись Карачев, Орел, Брянск, Путивль, Волхов и иные известные города-крепости, были воеводские двор, Успенская церковь, караульные и приказные избы, амбары, хлебные, людская, поварня, бани, конюшня, торговые ряды.

41. По указу Ивана Грозного Севск был назначен местом ссылки, а вся севская волость с ее "хинельными" лесами получила название Комарницкой, с особыми порядками казацкой разбойной вольницы. ...Поднимались восстания гулящих людей, апофеозом которых стала Смута самозванства, когда под "Камаринскую" заплясала вся Великая Московия. Восстание атамана Хлопко в 1603-м году, Болотникова в 1606-м. Лжедмитрий I считал Севск своим городом и под именем "Комарск" подарил своему тестю Мнишеку. И весь последующий 17-й век Комарницкая волость оставалась разбойничьим лесным вертепом, где только Севская твердыня устаивалась основой власти и порядка.

42. Поляки ночью темной /Пред самым Покровом,
С дружиною наемной /Сидят перед огнем.
Исполнены отвагой, /Поляки крутят ус,
Пришли они ватагою /Громить Святую Русь.

43. И с польскою державою /Пришли из разных стран,
Пришли с войной неправою /Враги на россиян.
Тут волохи усатые /И угры в чекменях,
Цыгане бородатые /В косматых кожухах.
Валя толпою пегою /Пришла за ратью рать,
С Лисовским и Сапегою /Престол наш воевать.
И все стучат стаканами: /"Да здравствует Литва!"
Так возгласами пьяными /Встречают Покрова!"

44. Алексей Константинович не случайно связывает внутренних разрушителей, нигилистов с разрушителями внешними - казаками-станичниками. И пусть повыбиты разбойники, повычищены леса и Комарницкой буйной волости уж нет, остался "пожар в крови", грозная опасность, что от бунта рухнет непрочное здание русского "порядка". Наверно, потому Алексей Константинович оставался непреклонным другом законной монархии, т.к. знал, что именно в борьбе с внешним и внутренним разбоем были выстроены русским народом материальные и духовные твердыни, крепости и церкви.

45. Но без их подчинения первоначальному закону-власти земли, они тоже непрочны, как будто построены на песке. В последнюю смуту, уже ХХ в, казалось бы, погибли и власть, и вера. Но тут же воскресла в новом самодержавии. А спустя четверть века, в годы войны, волей земли поднялось

46. и старое православие, но уже не самодержавной, а второй, народной верой.

47. Красиво поет хор действующей севской церкви, поддерживает в нас надежду на свободное и разное вероисповедание во вновь отстроенных храмах...

48. Тютчев "Наш век"

Не плоть, а дух растлился в наши дни, /И человек отчаянно тоскует.
Он к свету рвется из ночной тени /И, свет обретши, ропщет и бунтует

48а.Безверием палим и иссушен /Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он /И жаждет веры... но о ней не просит...

48б.Не скажет ввек, с молитвой и слезой,/Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
"Впусти меня! - Я верю, Боже мой! /Приди на помощь моему неверью!"...

49. Дорога на Трубчевск была сплошным подарком: сперва первые кресла с видами через переднее окно мягко несущего нас Икаруса, затем веселая теснота в пожарной машине и быстрая езда до Суземок, и, наконец,

50. места у окошка поезда из одного вагона, стучащего по стыкам старинной железной дороги, не нанесенной ни на одну из наших карт.

51. Ночью мы с удобством расположились на ночлег в деснянской пойме,

52. а утром не спеша подошли к древнему городу на высоком правом берегу.

53. Благоустроенное шоссе от первых деревенских домов приводит постепенно к небольшим каменным зданиям уютного городка украинского

54. типа. Это и есть родовая вотчина князей Трубецких. В известном стране краеведческом музее, ведущем самостоятельные раскопки, издающем свои труды, можно проводить целые часы, несмотря на крайнюю малость и тесноту помещений. А потом, уже с просветленной

55. знаниями головой, идти в парк, на встречу с самой древней на Брянской

56. земле церковью - к Троицкому собору XV, а может, и более раннего века. Правда, он был перестроен на рубеже 18-19 столетий.

57. Гордое древностью города, начальство устроило вблизи собора, в парке прекрасный памятник Бояну, учителю автора "Слова о Полку Игореве".

58. Ведь главный помощник Игоря Святославовича Буй-тур Всеволод со курянами был Трубческим князем, родоначальником Трубецких. Историки

59. предполагают, что от военной трубы княжеской дружины могло произойти боевое имя города.

60. Певцом древней Руси, варяжской, еще неотрывной от Европы, был Алексей Константинович Толстой. Это ему принадлежат строки: "Моя ненависть к деспотизму - это я сам. Когда я думаю о красоте нашей истории до проклятых монголов и до проклятой Москвы, еще более позорной, чем самые монголы, мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии от того, что мы сделали с талантами, данными нам Богом".

61..Над светлым Днепром, средь могучих бояр,
Близ стольного Киева-града,
Пирует Владимир, с ним молод и стар,
И слышен далеко звон кованых чар -
Ой, ладо, ой, ладушки-ладо!"

63. Так зачинается одна из толстовских былин про Змей-Тугарина, предсказывавшего потомкам могучих киевских витязей прямое бесчестие:

64.И честь, государи, заменит вам кнут,/А вече - казанская воля!
И еще хуже:И землю единый из вас соберет,/Но сам же над ней станет ханом.
И в тереме будет сидеть он своем, /Подобен кумиру средь храму.
И будет он спины вам бить батогом,/Ой, сраму, ой, горького сраму!

65. Обычай вы наш переймете, /На честь вы поруху научитесь класть,
И вот, наглотавшись татарщины всласть,/Вы Русью ее назовете!

66.И с честной поссоритесь вы стариной, /И, предкам великим на сором,
Не слушая голоса крови родной, /Вы скажете: станем к Варягам спиной,
Лицом повернемся к Обдорам!"...
Даже сейчас нам страшно от этих пророчеств... Ведь до сих пор

67. живем и сами их исполняем. И как мы беспомощны, какими оказались черными предателями своих киевских отцов! Они ведь и в мыслях такого про нас не держали.

68. Смеется Владимир:Вишь, выдумал нам /Каким угрожать он позором,
Чтоб мы от Тугарина приняли срам! /Чтоб спины подставили мы батогам,
Чтоб мы повернули к Обдорам!

69. Нет, шутишь! Живет наша Русская Русь,/Татарской Руси нам не надо.
Солгал он, солгал? перелетный он гусь, /За честь нашей родины я не боюсь,
Ой ладо, ой, ладушки-ладо!

70. А если б над нею беда и стряслась, /Потомки беду перемогут!
...Подайте ж мне чару большую мою,/За русский обычай до дна ее пью,
За древнее русское вече!

71.За вольный, за честный, славянский народ,/За колокол пью Новограда,

72.И если он даже и в прах упадет,/Пусть звон его в сердце потомков живет.
Ой ладо, ой, ладушки-ладо!

73.И слыша такую светлую веру в нас, насмерть отугаренных, одурманенных, как не захочется завыть с тоски вместе с графом Толстым, и не кататься по земле в отчаянии от проклятых монголов и еще

74. более проклятой самодержавной Москвы!

75. ...Трубчевский Троицкий собор построен на фундаменте княжеского дворца Трубецких и усыпальницы, сохранившейся частично до сих пор.

76. Сам же город пережил все долгие века исполнения гнусных пророчеств достойней многих: и века безвестности после степного погрома, и

77. подъем к чести и славе в составе Литвы. Но, даже попав под власть Москвы, Трубчевск-Трубецк еще более полвека хранил остатки удельной самостоятельности, и только Грозный в 1562 году окончательно уравнял его с прочими своими холопами.

78. И за это Трубчевск вместе со всей русской землей ответит последней судорогой свободы - поддержкой Самозванца. В 17-м веке смог на время даже вернуться в Литву и вместе с еще более западным

79. Стародубьем держаться казацкой вольности, быть сотенным городом, но исторически обреченным был польско-литовский вариант развития русских народов: свобода - без равенства и твердых законов

80. кончается деспотизмом, без верности изначальному исконному порядку земли ведут к гибели, опрокидываются верностью азиатскому самодержавию.

81. Потом у Трубчевска была рядовая судьба. Он был маленьким уездом Орловской губернии в 7 тысяч жителей, правда, с 8 церквями и 84 заводами на 700 рабочих. Изменений и разрушений в нем, слава Богу, немного. Ощущается в нем до сих пор особое - живая память о гордых предках, а от этого - должны идти традиции, благородство, твердые нравы и даже уют жизни, порядок.

82. Трудно это выразить словами, но когда власти ценят старину, а люди сами заботятся о своем городе, в нем жить хорошо, и потому уезжали

83. мы от Трубчевска на Десне с легким сердцем.

84. А поехали и по-новому увидели, как давно началась измена порядку земли в погоне за иноземным прогрессом.

85. Дорога на КветуньВ 12 км ниже по течению Десны, рядом с деревней Кветунь и остатками

86. старого Чолнского монастыря высятся валы городища еще более древнего, дохристианского Трубчевска. Ученые предполагают, что языческие традиции мешали новой вере, вот и перенесли город. И тем начали самодержавный обычай слома традиций и переноса

87. столиц. Так разве Змей Тугарин виновен в том, что велика наша страна и обильна, распахнута на все четыре стороны всем правдам и соблазнам навстречь?

88. А.К.Толстой "Правда"
Выезжало семеро братьев, / 7 выезжало добрых молодцев,
Посмотреть выезжали молодцы, /Какова она, правда, на свете живет
А и много про нее говорено, /А и много про нее писано,
А и много про нее лыгано.

83.Поскакали добры молодцы,/Все 7 братьев удалых,
И подъехали к правде с 7 концов, /И увидели правду с семи сторон.
Посмотрели добры молодцы, /Покачали головами удалыми,
И вернулись на свою родину, /А вернувшись на свою родину,
Всяк рассказывал правду по-своему: /Кто горой называя ее высокою,
Кто городом людным, торговым, /Кто морем, кто лесом, кто степию.

90. И поспорили братья меж собой, /И вымали мечи булатные,
И рубили друг друга до смерти, /И рубяся, корились, ругалися,
И брат брата называл обманщиком. /Наконец, полегли до единого
Все семеро братьев удалых. /Умирая, каждый сыну наказывал,
Рубитеся, наказывал, до смерти, /Полегти за правду, за истину.
То ж и сын сыну наказывал, / И доселя их внуки рубятся,
Все рубятся за правду (за истину) /На великое себе разорение.

91. На Погар в машине сборщиков лесной черники

92. Древний Радогощ стал Погаром Древнеславянский Радогощ на р. Судость был не раз сжигаем и разоряем. В 1563 году его сожгли так основательно, что восстановили лишь много позже и под иным именем - Погорелого места - Погара, как вотчина еще одних князей - Погарских-Пожарских... Долгие века он был заштатным

93. городом Черниговской губернии, и только в наше время дорос до положения районного центра Брянской области. И все же, Погар до сих пор

94. - лишь большое село, на окраине которого, среди сглаженных остатков рвов и валов, сохранились две небольшие церкви - Троицкая,

95. и рядом, на одном церковном дворе - ц.Св. Анны, бывшей при рождении польским маленьким костелом. В 18-м веке католическую Анну

96. сделали православной, но вряд ли от того стали более счастливы. От умаления католической и прочих чужих правд своя стала исчезать,

97. а с нею гибнет порядок и свобода.

Тютчев:Над этой темною толпою /Непробужденного народа,
Взойдешь ли ты когда, свобода? /Блеснет ли луч твой золотой?

98. Блеснет твой луч и оживит, /И сон разгонит, и туманы...
Но старые, гнилые раны, /Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота, /Что гложет ум и в сердце ноет,-

99. Кто их излечит, кто прикроет? /Ты, риза чистая Христа...

100. Hoчь в Стародубье

101.Kaрта с автобусной дорогой к Стародубу все же обманула нас. Автобус в этот вечер довез нас только до Гринева.

102. Это старое черниговское село ныне центр брянского колхоза, где напротив правления с магазином стоит

103. Троицкая церковь XVIII в., в стиле украинского классицизма. Ныне она запущена, хотя, по ученым предположениям, хранит в себе сокровища - живопись Кипренского. А еще чуть дальше -

104. огромное здание школы, перестроенное из барского дворца, созданного в том же веке едва ли не по проекту Кваренги. Памятник

105. времени, когда после череды казацких старшин Гринево передали екатерининскому фавориту Безбородко. И таких сел здесь немало.

106. Ведь почти вся западная часть Брянщины раньше была Украиной.

107. Из Гринево нам пришлось 22 км идти пешком и ночевать

108. у тихой речки. И это было хорошо.

109.А.К.Толстой: "Ты помнишь ночь над спящей Украиной,

110. Когда седой вставал с болота пар,
Одет был мир и сумраком и тайной
Блистал над степью искрами стожар
И мнилось нам: через туман прозрачный
Heсутся вновь Палей и Сагайдач.

111. Ты знаешь край, где с Русью бились ляхи,
Где столько тел лежало средь полей?
Ты знаешь край, где некогда у плахи
Мазепу клял упрямый Кочубей,
И много где пролито крови славной
В честь древних прав и веры православной.
...Туда, туда стремлюся я душой...

112. Поздним утрoм мы входили в Стародуб, тот самый, в который

113. 890 лет назад, по словам летописи, "вбежал князь Олег Святославович

113а. и заторися тут'", потом со Святополком и Владимиром Мономахом выдержал 33-дневную осаду... И так было не один раз.

114. Крепость в старых дубах и дубравах служила защитой многим в течение веков - и литовцам, и русским. А при Хмельницком она стала

115. главным центром земель Стародубского полка.

116. В 1686 году Стародуб, как и вся левобережная Украина, вошел в состав Московской Руси... От 22 стародубских церквей в конце прошлого века до наших дней осталось только три, среди которых

117. вот этот старый или казацкий Рождественский собор построен еще в 1617 году на месте древнекиевского собора и был главным

118. храмом стародубского полка... Вся несимметричность, хаотичность

119. храма, обшарпанность и запущенность стен делают из него истинного Тараса Бульбу, представителя казацких "лыцарей" с их странными привычками и собственным кодексом чести. Певцом этих

120. людей стал великий Гоголь, обрисовавший так ярко и страшно, что до сих пор мы не можем отойти от удивления и определить себя:

121. - в нашем отношении к Бульбе чего больше - любви и восхищения,

122. или страха и негодования?

123. А вот А.К. не стал казачьим певцом, хотя и был прямым потомком казаков и вырос на Украине, получил от своих казацких предков не только поэтическую, но и физическую огромную силу. Он не стал певцом казаков, хотя душой стремился к ним - ... настолько духу его была ненавистна неупорядоченная и негуманная сила станичников.

124. С детства мягкий и впечатлительный, воспитанный дядей-писателем Перовски-Погорельским, поездками в Европу с ее культурными сокровищами, где он ребенком даже сидел на коленях у Гете, Толстому по сердцу была больше, наверное, вот

125. эта Николаевская церковь в стиле европейского классицизма на стародубском взгорке. А служение искусству он противопоставлял

126. грязной политике... Но вот не спасла красота, померкла в революцию и уступила место примитивной мысли о

127. народной пользе. И Бог весть, когда мы из нее еще выпутаемся.

128. Тютчев: Нам не дано предугадать, /Как наше слово отзовется,
И нам сочувствие дается, /Как нам дается благодать...

Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта sokirko.info доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.