Виктор Сокирко и Лидия Ткаченко. "Воронежская земля"

Том 15. Южная Россия. 1985г.

"Воронежская земля"

(Рылеев)

Смотреть онлайн
Отдельные слайды

1. Любимая Воронежская земля послала в бой за свободу Рылеева,

2. родила сначала несмелого Кольцова, а потом распрямившегося Никитина, а в 1937 году вместе со Сталиным предала на смерть Мандельштама

2а. Воронежские поэты: Рылеев, Кольцов, Никитин, Мандельштам

3. К.Ф.Рылеев, 1824г. Заплатите тому презрением холодным,
Кто хладен может быть к страданиям народным.
Старайтесь разгадать цель жизни человека,
Постичь дух времени и назначенье века.

4. А.В.Кольцов, 1830г.

Что, крошка мелкая, я значу?/Живу, заботливо тружусь,
В желанье счастья время трачу / И, вечно недовольный, плачу!
Чего ж ищу? К чему стремлюсь? / В какой стране, на что гожусь?
Есть люди: до смерти желают / Вопросы эти разгадать.
Но что до них! / Пусть как хотят, / О всем серьезно рассуждают.

5. Я - недоросль, я - не мудрец, /И мне нужнее знать немного,
Шероховатою дорогой / Иду шажком я, как слепец;
С смешным сойдусь ли - посмеюсь,/С прекрасным встречусь - им пленюсь,
С несчастным от души поплачу,- / И не стараюсь знать,- что значу.

6. И.С.Никитин, 1860г.

7.Теперь мы вышли на дорогу, / Дорога - просто благодать!
Уж не сказать ли - слава Богу, / Труд совершен. Чего желать.
Душе простор, уму - свобода.../ Да, ум наш многое постиг,
О благе бедного народа / Мы написали груду книг.

8. Вот эти дымные избенки, / Где в полумраке, в тесноте,
Полунагие ребятенки / Растут в грязи и нищете,
Где по ночам горит лучина, / И раб нужды, при огоньке,
Седой как лунь старик-кручина / Плетет лаптишки в уголке,

9. Все это нынче мы узнали,/ И наконец,- о мудрый век!
Как дважды два, мы доказали, / Что и мужик наш - человек.
Все суета! - махнем рукою... / Но чернь не слушает, молчит,
Упрямо ходит за сохою / И недоверчиво глядит.

10.Покамест ум наш созидает / Дворцы да башни в облаках,
Горячий пот она роняет / На нивах, гумнах и дворах.
В глухой степи, в лесной трущобе,/Средь улиц, сел и городов,
И утомясь, в дощатом гробе / Опочивает от трудов.

11. Чем это кончится?.. Едва ли / Ничтожной жизни горький плод,
Не ждут нас новые печали / На место прожитых невзгод.

12. О.Э.Мандельштам, 1937
Если б меня наши враги взяли
И перестали со мной говорить люди,
Если бы лишили меня всего в мире,
Права дышать и открывать дверь
И утверждать, что бытие будет
И что народ, как судия, судит,

13. Если б меня смели держать зверем,
Пищу мою на пол кидать стали,
Я не смолчу, не заглушу боли,
Но начерчу то, что чертить волен.
И раскачав колокол стен голых,
И разбудив вражеской тьмы угол,
Я запрягу десять волов в голос,
И поведу руку во тьме плугом.
И в океан братских очей сжатый,
Я упаду тяжестью всей жатвы,
Сжатостью всей рвущейся вдаль клятвы.

14. И в глубине сторожевой ночи
Чернорабочей вспыхнут земли очи,
И промелькнет пламенных лет стая,
Прошелестит спелой грозой Ленин,

14a.И по земле, что избежит тленья
Будет будить разум и жизнь - Сталин!

16. "Русское Черноземье" - 1985, ч. VI

17. карта

18."Воронежская земля" - 9-10 июняЕдинственная ночевка на воронежской земле была близ станции Лиски, теперь Георгиу-Деж, в кустах рядом с большим, уже пароходным Доном. Короткий передых между вчерашней беготней по Воронежу и поездкой к дивногорским скалам.

18а. Каждая из русских областей - особая страна со своим характером и судьбой. Но и среди них воронежская земля выделяется размахом степей-полей и высотой

19. рожденной здесь культуры. Эта тюркская степь стала последней черноземной землей, впрямую захваченной в 17-м веке московским крепостническим государством. Дальше на юг шли уже земли донских и украинских казаков, лишь впоследствии, да и попервоначалу федеративно соединенной с Российской империей.

20. Сама Воронежская земля, населенная пополам русскими и хохлами, - это встреча в веках московской власти с украинской и донской вольностью, встреча европейской культуры и степных талантов. Что же получилось? - Получился воронежский культурный взлет... Море первоклассных стихов, поэтов, сроднившихся с этой землей, и поэтов, прямо на ней выросших, из которых мы выберем лишь капли...

21. Утренней острогожской электричкой мы едем от станции Георгиу-Деж вдоль меловых гор Дона и притока его Тихой Сосны, мимо горы Шатрище с кельями и церквами до Дивногорского дома отдыха в бывшем монастыре, чтобы полазить по Малым Дивам-скалам и Большим Дивам, подальше.

22. Дорога вела нас в нераспаханные древние степи, в память о ее старых, дорусских еще хозяевах, той исконной подоснове, которая, может, и

23. не видна теперь в облике и характере воронежцев, но, несомненно, скрыто присутствует и действует во всей воронежской жизни.

24. Хазарское раскопанное городище! 6-8-й век. О Руси мир еще не слышал, а здесь уже возник передовой город хазаро-еврейского государства, порушенного в X веке Святославом. Потом селились печенеги, половцы и последние степняки,- татары, почитали воронежскую землю, ее богатые пастбища и приречные леса, своей излюбленной родиной. От них остались лишь клочки былинного ковыля.

25.И.Бунин Ненастный день. Дорога прихотливо
Уходит вдаль. Кругом все степь да степь.
Шумит трава дремотно и лениво,
Немых могил сторожевая цепь
Среди хлебов загадочно синеет,
Кричат орлы, пустынный ветер веет
В задумчивых, тоскующих полях,
Да тень от туч кочующих темнеет.

26. А путь бежит... Нe тот ли это шлях,
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон? Не в этих ли местах,
В глухую полночь, в яругах волки выли,
А днем орлы на медленных крылах
Его в степи безбрежной провожали
И клектом псов на кости созывали,
Грозя ему великою бедой?
- Гей, отзовись, степной орел седой!
Ответь мне, ветер буйный и тоскливый!

27. Безмолвна степь. Один ковыль сонливый
Шуршит, склоняясь ровной чередой...

28. Дошли до Больших скал или "Див" с вырубленными в них монастырскими кельями и церквами. Говорят, что место для монастыря определил какой-то проезжавший по Дикому полю митрополит, он же выписал сюда киевских монахов, так что, может, украинская колонизация здесь даже

29. опережала русскую.

30. А одним из украинских военных городков был Острогожск, до которого мы, к сожалению, не доехали в своем путешествии на электричке мимо Шат-горы, и не смогли убедиться, что из построенных в нем

31. украинскими казаками-черкассами укреплений и десятка церквей - ничего не осталось. Не смогли поклониться памяти детства художника Крамского и поэта Маршака. А главное - памяти Кондратия Рылеева, который прожил в этих белогорных местах всего три, но решающих года.

32. Бродя по гулким меловым залам пещерного монастыря, вспомним о легендах и исторической памяти этих мест, сделавших из рядового офицера

33. истинного поэта и гражданина.

34. Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, не способен я в объятьях сладострастья
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.

35. Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века,
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.

36. Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны,
И не читают в них грядущий свой позор,
И справедливые потомков укоризны.

37. Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И в бурном мятеже ища свободных прав
В них не найдет ни Брута, ни Риеги,...

38. Рылеев не был уроженцем этих мест. Родилась и воспитывалась здесь его лучшая половина - горячо любимая жена и мать его детей - Наталья Тевешова. Сам он был сыном Севера, сыном века Просвещения, пламенным мечтателем и романтиком, Радищевым и Робеспьером в одном лице.

39. Прапорщиком он участвует в европейских походах, громя Наполеоновскую Францию, заражается ее свободолюбием. Но получилось, что именно на воронежской земле, полуукраинской, полурусской, его новые

40. взгляды соединяются с местными преданиями и историей Карамзина, с духом Бояна и Державина, и становятся настоящими убеждениями, т.е. готовностью к действию. Вместе с Гражданином растет здесь и Поэт, соединясь субъективно с народом, чтобы с блеском и удивительной для

41. крепостной России страстью развернуться в последние, петербургские пять лет - организации Северного общества и восстания. Какая сила духа, сплав слова и дела! ...И как бы мы ни ужасались тем пропастям смертоубийства, куда увлекла Рылеева жажда свободы - к агитационным призывам к ножам против вельмож, святош и царя,- мы не можем не почтить памяти самого пламенного и, может, потому самого ошибающегося сына России.

42. На Острогощине Рылеев нашел свой родину, здесь он перетолковал западную любовь к закону и праву - в русскую вольность, в оправдание любого мятежа и даже измены, если они - против деспота и за свободу. Новаторски пересматривает он отношения прежде

43. обожаемого им Петра I и Мазепы в думе "Петр Великий в Острогощине" и в поэме "Войнаровский". Известно, что в 1696 году после победного взятия Азова, Петр в Острогожске принял поклонение Мазепы, главы еще автономной тогда Украины, и как бы утвердил его власть.Но Рылеев догадывается, что уже тогда Мазепа был неискренен в покорности Петру, что на деле он стремился к независимости Украины. Boт что говорит в поэме Мазепа Войнаровскому:

44. Но чувств твоих я не унижу / Сказав, что родину мою,
Я более чем ты, люблю. / Как должно юному герою,
Любя страну своих отцов, / Женой, детями и собой
Ты ей пожертвовать готов. /Но я, но я, пылая местью,
Ее спасаю от оков, / И жертвовать готов ей честью.
Но к тайне приступить пора./ Я чту великого Петра,
Но - покоряяся судьбине, / Узнай: я враг ему отныне!...
Шаг этот дерзок, знаю я; / От случая всему решенье,
Успех не верен, - и меня / Иль слава ждет, иль поношенье!
Но я решился: пусть судьба / Грозит стране родной несчастьем,
Уж близок час, близка борьба, / Борьба свободы с самовластьем!

45. Великое, привольное Придонье, родившее России ее первого великого революционера, подвигнувшее его на муку и подвиг, устами жены и друзей шептала, наверное, и иные цели. Но эти голоса он отклонил и только потому вошел в бессмертие. Вот что он пишет своему товарищу Коссовскому.

46. "В ответ на стихи, в которых он советовал мне навсегда остаться на Украине"

Чтоб я младые годы / Ленивым сном убил!
Чтоб я не поспешил / Под знамена свободы!
Нет, нет! Тому вовек / Со мною не случиться;

47. Тот жалкий человек,/ Кто славой не пленится!
Кумир младой души / Она меня, трубою
Будя в немой глуши / Вслед кличет за собою / На берега Невы!

48. Итак, простите, вы; / Краса благой природы,
Цветущие сады, / И пышные плоды,
И Дона тихи воды, / И мир души моей,
И кров уединенный, / И тишина полей
Страны благословенной.
Где горя и сует, / И обольщений чуждый,
Прожить бы мог поэт / Без прихотливой нужды;
Где б дни его текли / Под сенью безмятежной,
В объятьях дружбы нежной / И родственной любви!

49. И вот настал "миг роковой", когда только верой и фанатизмом Рылеева сотни и тысячи русских людей, декабристов, решились на выступление против самовластия, отделив себя от жалких бессильных слов решительным Поступком - и тем начав гражданскую историю России.

50. Как много раз он предвидел свою судьбу в судьбах любимых исторических героев: "Час битвы роковой приспел./ - И мы отчизну погубили...

Одно мгновенье погубило / Навек страны моей родной
Надежду, счастье и покой.

51. Оставалось только с честью умереть. И Рылеев идет в свою смерть-бессмертие без колебаний. Да, пусть он романтик и фанатик, пусть даже преступник по мнению тогдашнего народа, но как ясно мы чувствуем, что среди наших предков он редкий по действенности человек, и в каждом из нас, в каждом поколенье, в самой мирной жизни, он каждый раз возрождается жаждой подвига... Да, Рылеев засеял свое поле...

52. Там, где волны Острогощи / В Сосну Тихую влились,
Где дубов сенистых рощи / Над потоком разрослись,
Где с отвагой молодецкой / Русский крымцев поражал,
Где напрасно Брюховецкий / Добрых граждан возмущал,

53. Где, плененный славы звуком, / Поседевший в битвах дед
Завещал кипящим звукам / Жажду воли и побед;
Там, где с щедростью обычной / За ничтожный легкий труд
Плод оратаю сторичный / Нивы тучные дают;
Где в лугах необозримых, /Под журчание волны,
Кобылиц неукротимых / Гордо ходят табуны,
Где в стране благословенной, /Потонул в глуши садов,
Городок уединенный /Острогожских казаков...

Вечной памяти!

Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта sokirko.info доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.