Диафильм «Хуан шань»

Смотреть онлайн в браузере (качество 720)

Смотреть на YouTube (качество 480)

Все слайды на Яндекс.Фото

  Смотреть на YouTube

  Смотреть онлайн в браузере

  Отдельные слайды



Сценарий фильма «Моя поездка в Хуан Шань» 2009 год

Китай.Национальный парк Хуаншань в 400 км от Шанхая начинается со старинного города Тунси, рядом с которым для посешения туристам открыты две деревни минской эпохи, соединные с главной дорогой не только каменной дамбой, но и рукотворными речными протоками, по которым можно даже проплыть часть древнего маршрута

Первая из этих деревень – Сиди нас заинтересовала до сих пор еще живым рыболовством, а вторая оказалась славна большим числом конфуцианских школ и иных учебных заведений.

Как ни относиться к Китаю, но не признавать Конфуция вечным учителем человечества практически невозможно. И мы с Полей согласны с этим..

Современные храмы китайской учености полны нынешними поделками китайских умельцев , включая даже прежний агитпроп. Конечно, я стоял здесь только ради Фильки, а он интересовался, слава Богу, лишь каким-то камушком и был равнодушен к портретам вождей и героев

Тем более, что и наши китайские коллеги по путешествию тоже были к таким покупкам умеренно равнодушными

Интереса к древней деревянной резьбе у людей гораздо больше. И тут мы чувствуем свою давнюю сродственность , вспоминая затверженное с детства: «Русские,китайцы – братья навек!

И на самом деле над нами почти в равной степени довлел диктат парткома, хотя души традиционно принадлежали высокой культуре предков, тянулись к изначальному добру, заложенного в нас матерями.

Потому мы и «братья навек». Не от Сталина с Мао, а от первичного чувства «Мамы» и любви к деревянной резьбе

Китайские старинные деревни схожи с небольшими городками внешне какой-то невзразной, одноообразной архитектурой , обращенной внутрь, к жилищу. Но это однообразие помогает совместной жизни : все дорожки и протоки расчищены, рыночные площадки около бывших пристаней существуют, хотя сейчас они уже пустуют

Что-то подобное мы видим и в современных поселках на всем пути вдоль долины Янцзи. Но теперь, правда, эти поселки прерываются иной раз архитектурными доминантами типа храма или административной «высотки», но они все же мало меняют общий «китайский лес»

Главная причина моего появления в Китае - сопровождение внука Фили при его переезде к маме Поле, временно живущей сейчас в Шанхае. Для оправдания такой поездки Поля придумала мне этот автобусный тур в «Желтые горы»(Хуаншань)- «Лучшие в Китае горы- да еще с любимым внуком». И это истинная правда!

Но кроме того меня в этом походе радовала еще и перспектива естественного приобщения к Китаю самого Фильки и нахождение им своих возможных в будущем друзей.

В красивых горах и многолюдном походе не до размышлений и выводов . Момент размышлений у меня наступил лишь в самолете, на обратном пути из Шанхая через Монголию и горы

Конечно, подняшись на 11 км высоты, нельзя было видеть всей этой планетной красоты. Но я, с детства помнящий во всех подробностях карту нашей страны, представлял и грандиозный бассейн Лены и Амур и даже моря Ледовитого и Тихого океанов, куда они несут свои водыя их жизни

Под скудным северным солнцем огромная северная территория нашей Евразии была извечно населена множеством разных азиатских народов , которые выживали лишь в контакте (разделении труда через торговлю и культуру) с более южными, теплыми и любвеобильными китайцами и японцами. Огромные широтные

Прошло несколько часов, прежде чем наш самолет развернулся в отношении Арктики, там что стала угадываться другая часть России- Западная Сибирь, ее два водных потока Западная Обь и Енисей. Они рождаются в горах Алтая и Саянах, т.е.под народами Средней Азии и Монголией и устремляются к Северному Льду, к нынешним ханты и манси, бывшим воинственным вогулам

До прихода казаков Ермака на Иртыш-Обь и разгрома хана сибирских татар Кучума , эти реки всегда были главной дорогой западносибирских народов из вогулов в Бухару и Тибет через Арал и Аму-Дарью, Такой же дорогой-связью через татар,башкир,казахов останутся они и в будущем. Также как Лена и Енисей будут всегда путями-связями эвенков и тунгусов с Монголией-Тибетом, а Амур и Тихий океан – главной связью Дальнего Востока с Китаем и Японией. И это нам, русским, надо учитывать , планируя в будущем существование свободной Евразии.

И наконец, самолет подлетает к Москве и уже пересекает Волгу - ведущего пути из русского Беломорья в Персию на Каспий через Татарстан и Мордву. Слева к Западу остался наш знаменитый путь «из варяг в греки» (теперь в Стамбул) - уже он частью не у России, а у родственной украинской державы. Но важнее для нас, что у народов остаются старые пути для свободы торговли и проповеди вер. А это уже настоящая Европа, куда я вернулся самолетом из Китая через Евразию.

Вот к каким впечатлениям про нашу Сибирь-Евразию может привести путешествие в китайские Желтые горы – национальный парк «Хуаншань».

50 лет назад я был совсем молодым студентом, жил в замечательной стране СССР, покорившей впервые Космос и разоблачившей культ Сталина, и одновременно гордился старым значком КИМ (Коммунистический интернационал молодежи) и дружил с китайскими студентами, строившими в далеком Китае коммунизм по заветам своего председателя Мао (значок с изображением которого я тоже носил)

Я жил в Советской стране и у меня не было даже предчувствия , что под конец жизни я попаду в красивые китайские горы настоящим паломником

И вот теперь я, сильно постаревший, шагаю по каменным ступеням к очень посещаемому китайцами пику «Начала веры»

Несмотря на солидные ограждения и почти бесконечные цепи из семейных замков, которымим замыкают китайские молодожены свои надежды на прочность заключаемых ими перед горными духами семейных уз, идти по мокрым гранитным ступеням довольно стремно, но пример молодых китайцев заставляет подыматься дальше.

Этими замками китайские молодожены навечно соединяют свои жизни и жизни своих детей

Где именно живут горные духи и каким образом они связаны с горными соснами, китайцы не поясняют, они в это просто верят, наверное, каждый по-своему , свободно или через ссылку на древнюю красоту, которую и вправду чтут и оберегают...

На мои многократные просьбы узнать имя нашего гида и сообщить, как я могу вслух обращаться к ней по имени, Поля ответила только этим фотоснимком, видимо, на память (думаю, она стеснялась моей плохой дикции) и советом звать ее просто «дао». Этот совет мне немного помог: мы стали хотя бы улыбаться друг другу

Весь парк величиной 40 на 30км пронизан сплошными бетонными дорожками, подволящими туристов к красивым вершинам, скалам, горным хижинам и памятным соснам. О чем именно рассказывают гиды-дао на этих дорожках, можно только догадываться

Тем более слушать очередные истории про «сосну, приветствующую гостя или «прощающуюся с ним же» , или «спящего дракона», или «черного тигра» мне просто неинтересно. Гораздо важнее вспомнить что-то из китайской философии

Поднимаясь по крутым ступеням к пику «Начала веры», следует вспомнить изначальную тройственность китайских верований: 1)прежде всего понятные истины учителя Конфуция про семью и государство, которые надо беречь, 2) потом легенды и начала учения афористичного Лао Цзы про сопоставление деяний человека с волей Неба на великом пути Дао для поддежания гармонии мироздания и 3)наконец, более позднию китайскую версию дзен-буддизма о великом «ничто», в котором содержится «все.»

«Все и ничто» - это положение становится понятней теперь, в свете современной физики, изучающей мельчайшие частицы- электроны и др., которые обладают виртуальным, вероятностным характером. Но каким законам подчиняются все материльные совокупности мира, кроме некоего неизвестного нам небесного закона Дао – современному человеку приходится только гадать в туманах вокруг пика Начала Веры.

Фильке пока рано гадать о загадках мироздания. Его голова, слава Богу, еще не забита конфуцианскими и/или европейскими учениями, но придёт время, и подобные вопросы станут и перед ним, как и раньше вставали перед дедом..

Полвека назад дед ответил в заочном споре с вероучителем Энгельсом: «Нет, он неправ в своем тотальном пессимизме. Мир не погибнет в «тепловой смерти», а будет вечно строить коммунизм путем мобилизации космического человечества». Я уверен, что человечество выживет и преодолеет все грозящие ему до сих пор опасности. Оно найдет возможность стать бессмертным и демократически объединенным, даже бесконечным, как Бог, в безграничном космосе

И даже теперь, в свои 70 на подходе к пику «Начала веры», дед твердит по–прежнему, почти о том же: «Верю в комммунизм и рынок на территории свободной Евразии и в мире и надеюсь, что они осуществятся»

Студентом-бауманцем я услышал слова, со временем позволившие мне осознать свою атеистическую, и как я называю ее сейчас, термодинамическую веру. Професор по теоретическим основам сварки, Николай Николаевич Прохоров зачитал торжественно:

Perpetum mobile первого рода невозможен,

Perpetum mobile второго рода невозможен,

Perpetum mobile третьего рода невозможен.

Полвека прошло при свете этой чеканной почти латыни и в моих попытках уяснить себе их великий смысл. Здесь же, в горах Хуаншаня, ко мне пришло понимание,что пора поспешить с подведением итогов своих мировоззренческих поисков, пока память не пропала в туманных провалах.

!!Три основные формулы термодинамики относятся к началу 19 столетия, которым историки датируют и появление тепловых машин, и начало промышленной революции. Века не прошло, и первые пароходы и паровозы появились по всему миру, включая районы Янцзы и этих гор. Так что на деле сформулированные начала термодинамики обозначили осознание появления рядом с человеком другой и более мощной производительной силы - тепловых машин

Как ни странно, но первые начала формулируются в виде отрицательных тезисов. На деле в этом нет ничего удивительного: таков привычный язык машинной родительницы–технической науки, ибо запретом она вернее всего формулирует поле свободы остальных возможностей. Так запрет на изобретение механических (рычажно-шарнирных) вечных двигателей открыл путь для настоящих вечных двигателей, работающих на энергии Солнца,прямой или накопленной в угле, дровах, воде, силе ветра и др.

В совокупности оба первых начала термодинамики очень похожи на древнее Поклонение Солнцу, как главному источнику жизни и света. За одним исключением, Солнце все же не Бог и молитв не приемлет. Вернее, природа вместе с Солнцем и дождями приемлет в качестве молитв лишь разумные дела. Таков вывод мудрости технического Запада, который теперь начинает принимать и великий Китай.

Таков вывод мудрости технического Запада, который теперь начинает принимать и великий Китай.

Оставим моменты духовных восторгов перед бесконечностью мира лишь живописи и иной магии искусства

Следующий шаг в познании мира через второе начало в моей памяти связан с двумя европейскими физиками: Больцманом и Максвеллом. Они были очень разные, но оба замечательны. Больцман впервые ввел понятие энтропии или внутренней уравновешенности замкнутой физической системы, постулировав, что она может самопроизвольно развиваться только в сторону перемешивания своих разных частей вплоть до максимума этой энтропии, равносильного максимуму вероятности существования этой системы. Ученые и Энгельс приняли эту мысль Больцмана как доказательство неизбежной в будущем «тепловой смерти» нашего мира.

Я же и весь остальной мир, надеюсь, приняли открытия Больцмана , как доказательство «от противного»: раз весь мир никогда не был в состоянии полной уравновешенности, т.е.тепловой смерти, значит для него это невозможно, и он будет в вечном переходе другому состоянию, может. к другому Солнцу... И не только с помощью звездных и иных фантастичных перелетов, но и более реальных проектов земного и иных планетных переустройств

Другой физик, Максвелл, для меня славен не только своими достижениями в электродинамике, но и введением в обиход физиков понятия «Демон Максвелла», с помощью которого можно устранить запрет второго начала термодинамики. . Максвелл предложил замкнутое пространство с максимальной энтропией перегородить полупроницаемой перегородкой, через которую специальные, знающие «демоны» пропускали бы горячие частицы, задерживая холодные медленные, и тем самым создавали нужный для работы потенциал. Конечно, быстро выяснилось, что практически этот проект не может работать: энергетические затраты на опознание разности частиц были бы много больше эффекта, но правильная мысль о том, как с помощью информации природа-человек могут преодолевать запрет второго начала термодинамики осталась и была плодотворна. Фактически он открыл путь для осознания И.Пригожиным феномена неравновесного состояния, т.е. жизни

На нашей жизни главный вклад физиков в осмысление мира внес европейский физик Илья Пригожин, доказавший в 1947тоду теорему термодинамики неравновесных процессов: при внешних условиях, препятствующих достижению системой равновесного состояния , ее стационарным состоянием сответствует минимуму производства энтропии. А это значит, что природа открыла для всех своих систем возможность не только урановешиваться в максимуме «тепловой смерти», но и оставаться на уровне достижения минимума энтропии, что равно определенному уровню организации этой системы

Имя Пригожина стало широко известно только в последние годы, да и то благодаря тому, что на основе его неравновесной термодинамики развились практические прикладные науки в виде синэнергетики, нанотехнологий, управления минимальными структурами. Китайцы и здесь будут, наверное, впереди. И меня теперь это не удивляет...

Мир полон вечными потоками энергии от Солнца и иных светил, в нем всегда есть место для охлаждения и рассеяния, и главное - для жизни, любви и интеллекта. И это очень много. Хуаншань был всегда приютом для отшельников и раздумий. Было ли там место для личного Бога, я не знаю. В моей картине мира, как у Лапласа и у Ден Сяо-пина, для Бога обязательного места нет.

Третье начало термодинамики имеет еще название: «Теорема Нернста» и говорит, что с помощью термодинамических процессов нельзя достичь температуры «абсолютный нуль». Для меня этот запрет звучит так: «Надежда устроить абсолютный порядок – недостижима, как в области физических, так и государственных сфер. Мало того, она губительна и преступна». В Китае последним комунистическим императором был Мао Цзе дун, сторонником которого я был в молодости. Но очень надеюсь, что поворот от Мао к рынку и Дэну Сяо-пину в Китае окончателен.

«Наведение порядка» как в Китае, так и России традиционно имел один, силовой, морозильный смысл. «Следует подморозить Россию» - мечтал русский философ Леонтьев.Тем же занимались и китайские императоры по отношению к своим якобы слишком свободным, неупорядоченным подданным. Но наведение порядка через снижение их свободы до нуля приводила к громадным людским потерям. Таковы уроки большей части истории и великого Китая, и великой России

Мне осталось рассказать про Космос, или по-китайски – Небо, волю которого должно исполнять поднебесное человечество, т.е. китайцы, согласно их собственным убеждениям. И для этого у меня остается достаточно видов каменистых дорог Хуаншаня

Мы пришли к месту с названием «Сияющий приют». Здание увенчано метерологическим шаром - думаю, это в предверии космоса, но не попыток его «упорядочить»

К китайской семейной паре присоседился и наш Филя. Я смеюсь про себя: «Как младший брат присоединяется к старшему великому «брату» Пусть. И пусть это фото останется на память и как обещание, что старший китайский брат не будет обижать маленьких.

Может быть, я решусь когда- нибудь дополнить этот слайдофильм, в котором говорил о термодинамике с высот Хуаншаня, нашим звуковым диафильмом «Размышления золотой дюны» в период «противостояния» дюн людям на берегах Балтики и Японского моря, построенном на размышлениях американского кибернетика Эшби и японского писателя К. Або

Там мы впервые для себе выразили в словах, что неорганические дюны, реки, ледники, волны и облака - это виды существование неорганической жизни, организмов, угодных Небу – Космосу,

Есть у нас диафильмы, в которых мы обращаемся к неорганической жизни в горах: в «Пижме»( путешествии по северной реке) - тема «Тиман», в «Заводском Урале» - сказы Бажова, в фильмах «Алтай-1972 и «Памир» - жизнь ледников, в фильме - «Северный Урал» - про шаманские верования вогулов на фоне гигантских скальных останцев Маны-Пупы-ньер.

Мне бы хотелось этот слайдфильм дополнить и рассказом о своём посещении околокитайской хабаровской земли в 1974 году с шабашной бригадой, когда случился и мой выход в уссурийскую тайгу на Сихоте-Алине...

И не забыть рассказать Вам еще про свой выход из Монголии в буддийские горы Саяны и Прибайкалье и дальше – на Лену через знаменитые «Шишкинские писаницы» к пути, которым веками переселялся из пределов Монголии и Китая к полюсу холода наш самый выносливый якутский народ (диафильм «Сибирь 1,2»)

Мы смотрим на Запад,где далеко-далеко лежат могучие горы: Тибет, Памир, Алтай, всегда питавшие Сибирь – через Аму-Дарью, Обь, Иртыш, не только водой, но и идеями и товарами бухарских купцов и иранских мудрецов. Дальше я только сошлюсь на наш диафильм про пески Хорезма и великого исламского ученого и социолога 14 века Ибн-Хальдуна (как его зовут в Магрибе – «арабского Маркса»)

Закончу я свои ссылки на наши диафильмы, упомянув лишь «Огни Бакы», в котором рассказывается, как идеи коммунистического проповедника 7 века Маздака в зораастрийском Иране-Персии несли «огонь справедливости» и в Россию по Каспию и Волге, и в бунтарские буддийские секты по Янцзы и Хаунхэ в старом Китае. Про то, что несло на север в Россию и Европу православие из Царьграда и католичество из Рима, я говорить уже не буду.

Почему-то мне важно хотя бы упомянуть в числе своих вероучителей наряду с физиками Больцманом, Максвелом, Пригожиным - натуралиста Дарвина,автора естественного отбора, и, наконец, певца экономической (рыночной) свободы В.Хайека

Еще раз поясню: Больцман впервые уяснил, что все физические системы существуют сами по себе реально без чудес Бога и стремятся к максимуму своей энтропии или минимуму организации, которую назывыют даже «тепловой смертью». Максвелл додумался,что система может выбраться из этого равновесия, только если ей в этом помогут специальные информационные «демоны», способные фильтровать и сортировать её разные частицы. Пригожин установил,что в определенных условиях такие неравновесные системы, способные понижать уровень своей энтропии (самостоятельно увеличивать степень своей организации)--существуют реально. А это есть начало Жизни (включая ЭВМ).

Как раз неравновесные системы позволяют возникать разным формам жизни,сначала неорганическим, типа дюн или ледников, потом дальше,органическим, пока не включается в действие великий дарвиновский принцип естественного отбора

А дальше развитие живых, неравновесных систем идет по нарастающей. Простой вегетативный отбор заменяется более совершенным отбором – половым, и в мире появляется великий спаситель и архитектор жизни - Любовь! Появление Любви было явлением космического порядка- к продолжению жизни допускаются не абы кто, лишь «проверенные» и исправленные отбором экземпяры

Следующий этап - создание объединенного человечества через расширение сферы действия моральных практик в виде мировых религий, мирового расширение, разделения труда и международной торговли.Это была фактически вторая космическая революция –так я понял из работ немецкого экономиста Фридриха Хайека

На этом кончаю рассказ о февральском путешествии в горы китайского Хуаншаня. Я должен извиниться за малоуместное сопровождение этих слайдов. Просто давно хотелось рассказать, почему я, не верую в Бога, хотя в реальный мир отчаянно верую... И я это сделал... Простите.

Теперь можно забыть всё, что я наговорил и походить с Филькой и Полей по «Жёлтым горам» и порадоваться их красотам.

Один из самых важных для меня снимков: мама Поля что-то говорит Фильке. Надеюсь, что-то хорошее и значимое, вопреки окружающей облачности, что-то солнечное и космическое, наверное, даже китайское. И дай Бог ее Добру случиться!

Что пережила Поля в горах Хуаншаня она, наверное, расскажет когда-нибудь сама.

Фуникулер - это окончание гор Хуаншаня

«Чаевничаньем» и игровым единоборством Фили с китайским мальчиком в столовой кончается мое путешествие в Китай. Спасибо!

На прощанье в столовой я даже решился просить Полю перевести для наших китайских попутчиков по Хауншаню мое короткое прошальное слово. Я рассказал про свою молодость в Бауманке во времена нашей общей дружбы, свою благодарность судьбе, что позволила мне увидеть через полвека великий Китай и его замечательно хороших людей. Моя взволнованная речь была принята очень хорошо!

Спасибо! Сё-сё!




Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная.