Виктор Сокирко и Лидия Ткаченко. Диафильм "В поисках детской веры (Понт Эвксинский)"

Том 11. Черноморье 1981г.

Диафильм "Понт Эвксинский (В поисках детской веры"

(Керчь, Димерджи...)

Смотреть онлайн
Отдельные слайды

215. Здравствуй, Крым!

Оберегая детей от излишних впечатлений, мы не планировали осмотра Керчи, Феодосии, Коктебеля, Судака, раз уж сами побывали в них 8 лет назад.

216. Однако автобус отходил не сразу, и мы съездили в Керченский центр, чтобы взглянуть на гору Митридата, где сейчас виден обелиск вместо акрополя.

217. И подошли к хранилищу керченских древностей в этом византийском храме 8-го века. За прошедших 8 лет он помолодел, и мы залюбовались. А тут еще, подслушав наше желание, реставраторы открыли двери...

218. В темноте лапидария мы были ослеплены необычайным богатством античной скульптуры. Здесь есть все: от первых боспорских царств - до поздних мусульманских плит. Было б время, провели здесь не один час, наблюдая, как роскошная античность переходит в суровость первоначального христианства.

219. Ведь при всех необычайных успехах античной цивилизации в ее основе лежала языческая вера в равнодушие к нам Судеб - Мойры, убеждение, что мир в целом бессмысленен к Добру и Злу, периодически склоняясь то к Хаосу, то к порядку, что, в конечном счете, все - суета сует и в краткой жизни надо лишь ловить миг удовольствий. Скепсис и цинизм, бездельность и потребительство охватило тогдашний мир и погубило бы его, если бы

220. не исповедь Христа, глубоко перепахавшего умы людей. Мир вдруг оказался изначально и неколебимо добрым, но сейчас весь лежащим во временном зле. И только от личных отчаянных усилий каждого зависит наше общее и личное спасение. Этим в мир был внесен необычайной силы и напряжения вектор преобразования, деятельности, работы во имя спасения, что и породило в конце концов новую европейскую цивилизацию.

221. Эта четверка коней в мусульманском отделе - лишь напоминание нам, что Магомет в мир внес, может, еще более яростное напряжение - но не для личной работы и любви, а для завоеваний во имя Единого Бога-Аллаха. И лишь сейчас мусульманство ищет в самом себе творческие и личностные мотивы, обращая свой вектор к общечеловеческому добру.

222. Только полчаса мы были в лапидарии. Наши дети ходили рядом, зачарованные камнями и самим храмом. Но, увидев у храма

223. детскую площадку, бросились со всех ног: "Анька! Смотри, чем там зря, смотри здесь что!" Этот вопль поверг нас в стыд - ну, что поделаешь с этими молодыми варварами - хватают, что блестит. Но есть надежда, что вырастут и поумнеют.

224. Последний керченский кадр 81 года: дети суют свои носы в античную гробницу, что курганом возвышается прямо на площади автовокзала. А я вспоминаю, что с раскопок таких курганов началась русская археология. На свой страх и риск эмигрант де Брюкс и керченский градоначальник Стемпковский начали раскопки кургана в Керчи и обнаружили погребение скифского царя в золотом убранстве, изготовленном руками древнегреческих мастеров.

225. Золото скифского царя столь ослепило царя русского, что он стал давать деньги на археологию, как на золотоискательство. Но все же, все же первые шаги были сделаны в Керчи.

226. И понеслась мимо нас земля Восточного Крыма. Большую часть этой длинной-длинной дороги вдоль Судака мы проспали. Проспали древние валы-укрепления, а сохранились ли они?

227. Проспали Феодосию. Проехали без задержки дорогую сердцу

228. страну Коктебеля.

229. И вот на закате дня выросла на горизонте гора с Судакской крепостью. Вот дети, смотрите, такой большой сказочной крепости вы нигде,

230. даже в Европе, не увидите! И дети неожиданно оценили:

231. "Хотим в крепость, на самую гору!" И хоть мы не планировали это посещение, но разве можно было не удовлетворить такое любопытство?

232. Пусть ногами, глазами, руками запомнят генуэзскую крепость Согдайю! Я же остался один осматривать то, что не видел в прошлый раз.

233. Нижнюю башню и базиличную церковь в ее тени я вижу впервые, а ведь она была воротами города, через которую тянулись через Понт ее связи с матерью-Европой.

234. Я помню, с какой болью 10 лет назад мы читали о гибели европейских начал здесь от турецких рук. Но недавно мы познакомились с иной точкой зрения. Что не было на свете больших хищников и злодеев, чем генуэзские купцы и капитаны.

235. Это Лев Гумилев считает, что именно порочное влияние генуэзской буржуазии на Золотую орду и превратило потомков благородных татар в жадную и алчную разбойную толпу без стыда и чести. И только победа народившейся на Куликовом поле русской державы в потенциальном союзе с нравственными степняками Тохтамыша избавила Восточную Европу и мир от язвы уже тогда загнивающего западного капитализма.

236. Это очень последовательная и яркая по ненависти к Западу точка зрения, и может потому отчасти справедливая. Но она совершенно неприемлема для Буржуадемова, считающего, что генуэзская республика св.Георгия и весь тогдашний итальянский капитализм дали миру Возрождение - вершину не меньшую, чем античность в древности. И я рад, что генуэзский Крым, Согдайская крепость и сейчас убедительная вершина, несомненная даже для

237. детей. Конечно, Европа Предвозрождения тоже не идеал, и темных сторон у католической церкви и западных синьоров было немало. Вот в 20 км. от Судака сохранилось одно из разбойничьих гнезд

238. генуэзских феодалов братьев Теодоро и Деметро Гуаско. Воспользовавшись ослаблением здесь власти Генуи, они повели себя, как независимые князья, требовали с подвластных им крестьян барщины, грозя кнутом и виселицей, и даже вели малые войны с консулами и другими синьорами, ну, совсем как паны на Украине.

239. Да, что было, то было. Но сам этот факт мы знаем потому, что Генуя боролась со своими разбойничьими единоверцами, но не выплескивала вместе с тем за борт главного своего ребенка - свободу!

240. Что касается интриг с Золотой Ордой и невольничьей торговли с татарами, то скрывать нечего - тоже все было. В торговле генуэзцы ничем не гнушались. Но смешно было бы только на них сваливать всю вину, обеляя степных хищников. Смешно слушать, что именно европейцы развратили чистых степняков посулами золотых монет и буржуазной пропагандой, вынуждая их к работорговле. И до генуэзцев невольники были главным товаром даже у наших былинных предков - древнеславянских князей, и после генуэзцев работорговля шла полным ходом в "прямой и честной Оттоманской Порте"...

241. Да, ослабленные раздорами осколки Золотой Орды - Казанское, Астраханское, Крымское ханства пытались объединиться с католической Генуей, с православным Феодоро или Молдавией в противостоянии северным и южным военным деспотиям, но неудачно. Да и слишком невыгодно было их географическое положение для объединенного отпора захватчикам.

242. А если бы удалось? Было бы это равносильно гибели Восточной Европы? - О нет, конечно! Просто объединенная и независимая Русь на новгородских началах соседствовала бы с мусульманской Волгой и Южной степью, с католической Генуей и православной Молдавией.

243. Аппетиты Турции были бы урезаны, а Восточная Европа была бы просто Европой.

244. Но отвлечемся от фантазии, от нового потока палестинских мотивов, неизбежных в этих местах.

245. С Согдайской верхней башни спускаются детки под присмотром Лили. Полученные ими впечатления бедны словами, пустынны, как сам город, но на эмоциональном уровне, я уверен, они огромны, им не забыть

246. Согдайской вершины Крыма.

247. День 9. Новосветские глубины

248. Взгляд из утренней, еще спящей палатки, вверх на скальные отвесы горы Соколиной.

249. Взгляд на море, на изысканную зонтичную сосну. Мы в Новом Свете - уникальном крымском уголке.

250. Здесь горы только с утра чуть-чуть скрываются в тумане. Но ветерок с моря его снова разгоняет. Дождей почти не бывает, и все же лес живет. Когда-то весь Восточный Крым от Алушты до Коктебеля был в лесном покрове, но, с приходом русских, началась рубка леса на всевозможные казармы и частные нужды - и леса извели, за исключением, может, Нового Света, что был в стороне от дорог,

251. да хозяина имел крепкого - князя Голицына. И только сейчас везде ведутся лесные посадки, а сам Новый Свет объявили заказником.

252. Вчера поздним вечером, когда мы шли из Судака с котелком воды про запас, со страхом читая надписи: "Сходить с автодороги запрещено. Штраф..." и думая: где же нам притулиться переночевать, из встречного газика вырвался лесной служащий: "Опять туристы, опять без разрешения, опять костры и пожары". - Наше оправдание, что ни о каких кострах на Южном берегу мы и не думаем, что с дороги еще не сходили, он не слушал... В конце концов уехал, пообещав вернуться.

253. Но, конечно, мы его не ждали, а поднялись выше дороги и тихонько заночевали...

254. А утром быстро перекусили и выбрались на "законное" шоссе, думая про себя: Ну, зачем с нами так? Ведь не все же могут иметь путевки в Новый Свет или

255. родственников. Да и не нужно нам так долго быть - взглянем, и уйдем, не будем перегружать хрупкую новосветскую природу.

256. Впереди открывается первая и самая большая новосветская бухта, именуемая Зеленой...

257-261.

262. Кажется, здесь Аня стала делать уверенные попытки плавать.

263. Алеша, как и другие мальчишки, больше использовал матрац. Досадно, но, может, это у него моряцкая судьба - от матраца к парусу, а оттуда к кораблю.

264. И уйдет наш Алеша когда-нибудь в синее-синее море. Ох, только пусть возвращается и пусть будет счастлив.

265. А пока он нас измучил своими просьбами о прогулке на морском катере-такси. - Все же папа сдался.

265а...Катер идет сначала к Судакской крепости, позволяя мне вообразить себя в караване, плывущем из родной Генуи с радостной вестью

266. Поднимаются из моря и скал согдайские отвесы, вознося к небу мою гордость и надежду.

267. Под стенами крепости катер развернулся в сторону дальних новосветских бухт, так схожих со страной Коктебеля.

268. Сначала делаем петлю в Разбойничьей (Синей) бухте, а потом проскакиваем Голубую поблизости от грота, в котором князь Голицын хранил шампанские вина, но неблагодарные потомки зовут грот Шаляпинским.

269. Голицын растил виноград, наладил винное хозяйство, берег и приумножал леса.

270. Его резиденция служит до сих пор. И думаю, что за неустанные труды следовало бы быть благодарными князю. Не только грот, но и совхоз следует назвать именем князя Голицына. Да и звучит хорошо.

271. После морской разведки мы двинулись к Голицынскому гроту вдоль моря по древней тысячелетней тропе. Известно, что путь от Судака

272. до Алушты вдоль моря доступен только пешеходу, зато короче на треть колесной дороге по горам.

273. Грот оказался внушительных размеров с гигантскими шкафами из серого камня.

274. В темноте просвечивают фигурки наших деток. Они проявили к согдайской глубине не меньший интерес, чем к согдайской крепости.

275. Еще переход, и мы попадаем в Голубую бухту. Конечно же, ее дикие камни - не помеха для заслуженного купания. Но здесь мы не разнеживаемся. Снова в путь, в следующую бухту.

276. Через очередной мыс и очередной грот, а вернее, естественную пещеру, превращенную в тоннель.

277. Во время императорского купания здесь были посты караульных.

278. Николай II гостил здесь в 1912 г. И с тех пор пляж в этой бухте зовется царским.

279. За 70 лет царская тропа на пляж во многих местах разрушилась. Внизу грозно бьется море, а возвращаться не хочется. Осторожничая и рискуя, мы все же прошли...

280. Радость получили неописуемую! Вот и мы в ласковом море на совершенно безлюдном и, действительно, царском пляже.

281. И думаем, что детки эту маленькую высоту, эту радость преодоления испытали вместе с нами сполна. И, слава Богу! Ну, чем не пираты в Синей Разбойничьей бухте?

282. Заночевали мы, отойдя от берега, без огня, как ни просил Алеша, так любящий этого красивого, но очень опасного здесь зверя.

283. День 10. По дороге береговых татар

284-285.

286. Из морской прохлады окунулись

287. в прожаренный с утра воздух ущелья. Тяжко: Анюта быстро сдалась, отдала мне рюкзак. Алеша мужественно держится, но и его скоро придется пожалеть.

288. А сзади - Синяя бухта, лучшее в нашем походе. И мы знаем, что отрываемся от самого лучшего. Но надо идти вперед самому, не ждать, когда вынудят обстоятельства,

289. потому что жизнь впереди еще велика и много в ней неизвестного и интересного. И не боимся мы расставаний, чтобы не обеднять своей жизни и воли.

290. Вот добрались до перевального гранитного гребня. Даже Алешик устал. А идти нам по жаре еще два часа

291. вон в то село Веселое, бывшее Кутлак, что лежит на дороге Судак-Алушта.

292. Здесь наши души вновь стали скрести невеселые мотивы изгнания крымских татар при виде их домов и улочек. Большинство нынешних жителей-переселенцев их уже не помнят и к нынешней проблеме возвращения исконного народа на свою землю относятся, в основном, эгоистически, отрицательно. Но говорят об этом сдержанно - ведь у всех нас чувство стыда за попранную в Крыму справедливость.

293. Из Веселого автобусом приехали в Морское, где ожидание следующей машины было не утомительным. Детки откровенно радовались, им автобусная дорога была намного более интересной и легче пешей.

294. Мы же больше насматривались на Горный Крым самой трудной и живописной дороги. 8 лет назад все виды пропустили из-за темноты.

295. Наш автобус делает крюк к селу Зеленогорье, б. Алпат. Не только свеженькое название, но полупустынные улицы, редкие дома выдают татарское происхождение. И кому все же мешают исконные жители? Ну, ладно, Сталин, но сейчас, после реабилитации, когда высший орган страны официально подтвердил, что все обвинения в адрес крымских татар ложные?

296. Кто из местного или верховного начальства противится? Во имя чего? - Никто ничего не знает, молчат, только распускают мерзкие слухи. А в глубине крымских гор тихо и пустынно.

297. Большое село Ускют, а сейчас - Приветное, в 3 км от моря, мы могли бы пропустить. Но уж очень прельщали попутчики рассказами. От них узнали, что в селе осталась большая мечеть, перестроенная в дом культуры. Она и сейчас кажется центром села.

298. Под железным покрытием ее трудно узнать. Но глаз невольно прикидывает - восстановить можно. Хотя, если б татары и вернулись, восстанавливать им все равно б не дали. Вот калмыки вернулись на Волгу, но так и не имеют ни одного действующего буддистского храма.

299. И все же эта мечеть как будто увиденный здесь крымский татарин, скрываемый, переодетый, перестроенный. А хочется дать ему открытость, гордость, прописку, что ли. Содрать это красное железо, одеть в зелень купол и сверху золотой полумесяц. Живи и радуй всех нас, крымчан - и русских, и украинцев тоже!

300. Последнее, уже вечернее купание в Солнечногорье, б. Кучук-Узень, перед последним автобусом в горы.

301. В Улк-Узени, или в Генеральском, мы не задержались, ведь совсем

302. близко, в 3 км выше по течению речка Улу-Узень оборачивается самым мощным в Крыму водопадом Джур-Джур.

303. Не капельками Бахчисарайского фонтана оплакивает Джур-Джур судьбу крымских первожителей,

304-305 а мощными потоками с высоты в 20 м грохочет Джур-Джур, стонет и плачет, и, может, когда-нибудь дозовется?

306. День 11. Демерджийская легенда

307. Ночь в темном ущелье прошла спокойно.

308. Это первый Алешин кадр. Что темный - Алешик не виноват.

309. Темноте и прохладе мы радовались. И как будто заблуждались и снова возвращались к водопаду.

310. Наконец, вышли на нужную тропу и пошагали весело и спокойно,

311. не догадываясь, что утренние задержки и размеренность ходьбы приведут не только к изменению графика, но и к вынужденной драматической ночевке у вершины Демерджи.

312. Тропа маркированная, порой напоминает парковую. Если б не жара и рюкзаки...

313. Впрочем, детки от рюкзаков избавились довольно быстро и теперь шли, распевая песни и рассказывая друг другу страшные истории про Пиковую даму - даму с пикой. Давно уже поняла, что капризничают и устают они не от тяжести рюкзака, а от скуки и однообразия. Еще нет привычки тянуть рюкзачную лямку, как у взрослых. Что поделаешь, придется привыкать к нудной, но нужной работе. Жеребят объезжают, а детей учат труду, лишают природной свободы.

314. Но не сразу, не сразу. А сейчас наши сокровища весело бегут впереди к появившимся на горизонте "Привидениям" Демерджи, горланя надоевшую мне песенку про утонувшего Маршака...

315-319. (детский треп: "Мы купили Маршака, и-а, иа..."

- про ходьбу в лопухах

320-324. - про колючий шиповник - "бякость"...

325-328. - Мы туда пойдем, да? Мы эту гору обойдем...)

329. В четвертом часу мы подошли к стоянке туристов под перевалом между Северным и Южным Демерджи и, расспросив дорогу, начали последний крутой подъем к цели.

330. Наконец, вылезли на плоский гребень. Идется быстро - вершина близко, да и небо погрознело.

331. И все же, отвыкнув от дождя не только здесь, но и в Москве, мы не ожидали от него никаких осложнений.

332. Вершина-то рядом! Взбежим за 10 минут, и вниз к Алуште.

333. Однако этих то минут у нас уже не было. Вдруг налетел ветер, и наши перепуганные галчата увидели, как быстро в горах может

334. меняться погода. Снизу пошел туман: "Смотрите, дети, мы выше облаков! "

335. Однако через минуту начался дождь, и сразу сильный. Стало темно, как в преисподней. Запихнули деток в первую попавшуюся каменную щель, а сами уселись на рюкзаки и укрылись клеенками - выжидать, когда кончится этот ливень с крупным градом, чтобы подняться все же на вершину. Час ждем, второй... Вдруг мимо нас проскальзывают три совершенно мокрые фигуры. "Только не сорвитесь в долине Привидений!" - "Мы сейчас сами, как привидения", - отвечают они.

А нас самих бьет дрожь, да и подмокшая Анюта от тихого хныканья переходит к реву. Витя не выдерживает и идет вниз, чтобы у первого же дерева поставить палатку, как угодно, во что бы то ни стало, и вернуться за нами...

336. ...Утром появилось солнышко. Испытание непогодой закончилось. Вчера чуть не закоченели. Я едва поставил палатку на таком крутом склоне, и всю ночь дети съезжали ко входу. Полночи грохотала гроза и выл ветер. Но нам было тепло.

337. Пока дети спят, поднимаюсь с фотоаппаратом к вершине.

338. Вот та скала, в щели которой они пролежали больше двух часов. Мы- то провели ночь в палатке, а что стало с теми ребятами?

339. ...С вершины смотрю, прежде всего, на белесое море, на бескрайний Понт Эвксинский. За ним - Греция, Европа, а перед ним мягкими складками горная крымская земля, взрастившая здесь свободную и разумную жизнь и защищавшая ее от натисков с северных степей.

340. Взгляд правее различает сквозь утреннее марево приморскую древнюю Алушту, вечную ключ-крепость к благословенному крымскому берегу от рвущихся от через Ангарский перевал завоевателей. Сейчас крепости нет, Алушта фактически стала пригородом Симферополя, а через его аэропорт включена в величайшую мировую державу. Но в древних своих башнях хранит память об ином.

341. Снова взгляд на юго-запад. Внизу под городом - деревня Лучистое, бывшая Фуна. А недалеко остатки крепости, куда нам надо спуститься. И нависают над ней скалы-останцы из красивой старинной легенды. Надо будет рассказать ее сегодня детям.

342. Когда-то, дети, вся эта страна была заселена свободными людьми и звали их, может, греки, а может, готы или татары, не знаю. Растили они хлеб, виноград, торговали, всякую утварь делали и оружие. И жили счастливо...

343. Как вдруг напали на них с севера страшные великаны-разбойники.

344. Под горой, у холодного родника была старинная деревня с крепостью и церковью вон на том желтом уголке. Звали эту деревню Фуна, что означает дым, потому что здесь проходила торговая дорога и здешние кузнецы часто раздували свои горны и ковали поломанные дорогой части повозок - тогдашних машин.

345. А когда напали на них разбойники-великаны, то жители Фуны стали ковать для обороны оружие.

346. Узнали великаны-разбойники, что без здешнего оружия не захватить им этой страны. Тогда собрали они свое бесчисленное войско и захватили и эту гору, и деревню Фуну.

347. Чернобородый великан-кузнец соорудил горн на вершине горы и стал ковать крымское оружие для великанов, а пленных кузнецов заставлял работать до смерти.

348. Тогда старейшины Фуны послали к Чернобородому послов и стали просить его не губить страну.

349. Но свирепый великан бросил послов в огонь и продолжал черное дело.

349а. Тогда решилась самая красивая девушка из Фуны по имени Мария. Она поднялась на самую вершину, чтобы усовестить Чернобородого изверга. Но тот, пораженный красотой девушки, только захотел сделать ее своей женой, а когда гордая девушка отказалась - убил и бросил ее в пропасть.

350. И тогда затряслась гора от гнева и проглотила вражий горн, а кузнец от страха окаменел.

351. Камнями стали и все его единородцы. Время и ветер превратили их в страшные уродины, в каменные привидения, а гора с тех пор зовется Демерджи, что по-татарски значит - "кузнец".

352. В память о Марии, отдавшей жизнь за людей, вышла у самой вершины, где мы ночевали, скала с ее профилем, потому что не погибла она,

353. а осталась жить в этой горе навсегда...

- Интересно, как дети откликнутся на эту легенду?

Ведь детству так свойственно верить, что мир справедлив.

354. Я сижу на горе, как будто обозревая Божье Творение после ночной бури и хаоса, заново убеждаясь - что мир хорош.

355. Горы Главной Крымской гряды тоже кажутся добрыми. Кавказский гордый Папай, одноименный главному Богу скифов, казался нам в начале похода олицетворением силы и мощи, склонным помогать лишь героям и завоевателям.

356-358. А эти горы приобрели как бы христианский характер: и затряслась гора во гневе - и поглотила зло(!), а слуг его окаменила.

359. Эта земля полна подъемов и падений людей в поисках веры. Вера Папая делает людей героями, но может вести к хищничеству и насилию. Языческая вера позволяла устраивать жизнь долин, творить дольмены и культуру, но столь же легко могла стимулировать скепсис и безнравственность.

360. Иудаизм попытался соединить в себе горы и долины, религиозный порыв кочевников с трудолюбием оседлости, а христианство сделало такую попытку всемирной, но и оно не могло избежать грехопадения в завоевательный пыл крестоносцев или в торгашеский цинизм генуэзцев. В новое время поднимается протестантизм, а потом марксизм отвергает обрядность и служение старых религий, но внешне лишь, и впадают в те же самые грехи. Как будто это неизбежно и после любого подъема в гору

361. обязательно будет падение в пропасть равнодушия. А может, в этом и проявляется закон человеческой жизни. Ведь без основной идеи нет энтузиазма к движению, а без устроения жизни некому будет двигаться.

362. И нам, очередному звену в цепи - не гор, а поколений, тоже надо искать свою веру с учетом всей предшествующей истории этих мест, и только тогда мы получим возможность и силу смотреть на этот мир просто - ясно, как дети...

362а. Взгляд на восток. У первых деревьев наша палатка. Лиля спешит высушить подмокшие вещи на солнышке, и я приветствую ее во все горло. А в ответ раздаются голоса деток, и особенно настойчивый голос Алеши: "Папа, хочу к тебе!"

364. Пришлось спуститься и уговорить его подняться не на саму вершину, а на ближайший столб.

365. Аня: "Алешка забрался на привидение..."

Совмещаю в кадре Алешика с бесконечным крымским миром, делаю это для себя, чтоб смотреть в старости и умиляться. Конечно, если не случится несчастья, и если станут хорошими людьми.

366.Чуть спускаюсь, оставляя его одного. У него появился интерес к горовосхождению. А может, это детское самолюбие, но в любом случае - это свое. Еще немного, и уже не только на кадре, но наяву уйдет в горы, без нас, как старший Тема. И мы будем желать ему успеха и вспоминать это совместное восхождение.

367. После возвращения Вити и легкого завтрака (почти без воды) мы быстро собрались и отправились догонять план-график. Как славно было спускаться после подъема, да еще в конце второго (и последнего!) горного пути! Как хорошо идти под теплым солнцем после страшной грозовой ночи на вершине, идти по тропе, разворачивающей перед

368. нами, как в музее - легендарные изваяния Долины привидений и слушать сказки крымской земли.

369. Аня: "Камни - жирные люди..."

371. - "Сосны - камни"...

372. Фуна

За разговорами незаметно спустились и, испив водицы у знаменитого источника вон у тех крыш, подошли к крепости. От нее остался лишь кусок стены, и нам трудно представить ее размеры.

373. Построена она была почти 1,5 тысячи лет назад во времена византийского императора Юстиниана, который, забыв первоначальное христианство, восстанавливал былую Римскую империю, укреплял ее границы крепостями и длинными стенами. Но успехи его были непрочными,

374. мусульманская революция многократно сократила размеры империи, а потом и вовсе она погибла. Но укрепления Алушты и Фуны долго играли свою оборонную роль.

375. До турок Алушта и Фуна были спорной территорией между православным княжеством Мангуп и католическими генуэзскими колониями. Но владельцем Алушты и Фуны стал хитрый армянский князь Тэр бай Бедрос, объявивший себя вассалом и Мангупа, и "капитанства Готии", и дипломатией отстаивавший здешнюю независимость и процветание.

376. ...Как ни странно, но еще в прошлом веке селение было живо и действовала церковь Федора Стратилата, от которой сейчас сохранилась лишь часть апсиды. Легенда о злом великане на деле осуществилась не так давно... Действительно, с севера пришли великаны, но не степняки, а русские.

377. По велению императрицы Екатерины Великой из Крыма было выселено все христианское население на Азовское море, в том числе и жители Фуны. Но большинство их перемерло в пути, и до места высылки добрались лишь 190 душ.

378. В Фуне остались южнобережные татары, т.е. омусульманенные греки, земли которых, однако, были отданы русскому помещику. Именно он, великан, переселил оставшихся жителей на место нынешнего Лучистого, разделав Фуну под сады. А что сделалось с последними жителями ее в 1944 году, нам самим прекрасно известно...

379. День 12. Алушта. Симферополь - столица скифов

380. В Алушту нас подвезла машина с туристами, шумная и звонкая. Дети наши крутили головами, то в сторону поющих, то на свою гору. Еще

381. недавно там были, ночевали под вершиной в первом зеленом пятачке. Хорошо...

382. ...Многолюдная Алушта, конечно, нисколько не похожа на средневековый Алустон.

383. Летом это миллионный с лишним город. Убиться можно!

384. Особенно на пляже. И мы с трудом нашли кусочек парапета, чтобы разложить на просушку часть вещей.

385. Правда, когда над Демерджи опять повисла туча, а тут - закапало, пляж быстро стал пустеть. Но нам хватило и одноразового купания в мутной воде. А Витя в это время бегал к сохранившейся башне крепости.

386. Улочка, ведущая к башне, называется Генуэзский тупик. Генуэзский - хорошо, приятно, что генуэзцев здесь помнят. Но почему же тупик? Нет, в этом явная ошибка. Для тупиков у нас можно подобрать более подходящие названия.

387. С башней этой мы познакомились еще в 73 году, но как-то поверхностно, и в крымском диафильме сетовали, что ничего про Алустонские древние камни рассказать не можем.

388. А сейчас я пришел с чувством благодарности. За эти годы мы больше узнали о прародительнице нашей Византии, о Генуе Возрождения,

389. Золотой Орде и России... что сделало нас, надеюсь, чуть мудрее и роднее этой башне Алустона.

390. Симферополь

В 73г. мы не включили Симферополь в свою программу, убеждая себя, что ничего интересного не может быть в этом столичном для Крыма

391. совершенно русском городе.Но если время позволит - как лишить себя радости от новых городских пейзажей, как не слизнуть столичных сливок?...

392. И вот мы шагаем по центру Симферополя, по самой ходовой, безмашинной его улице.

393. Как положено, есть и государственные памятники. Сзади стела в честь освобождения Крыма от турецкого засилья и воссоединения его с Российской империей, а впереди - танк - освободитель от немцев. И хотя обелиск старинный, но эта современная железная машина и дело, которое она совершила, нравятся мне гораздо больше.

394. Выходим на широчайший проспект Ленина, а взгляд мимо современной громады тянется к голубому куполу церкви и тянет за собой и тело. Церковь действующая, и с нами приветливо говорят прихожане, так что мне тут стыдно становится за свое неверие.

395-398. (рассказ Ани о церкви и что Бог есть, ведь не зря бабуси ходят в действующие церкви...)

399. За Салгиром активно перестраивается татарский город Ак-Мечеть,

400. известный еще с XVI века (второй после Бахчисарая)

401. и местожительство наследника крымского престола.

402. Но есть еще и более древнее городище - Неаполь Скифский, последние сведения о нем идут от начала 3-го века... Мы бредем через пустынное городище, так схожее с нашими представлениями о скифской унылой степи - выжженной травой от современников.

403. Наконец, глаз зацепляется за эту крышу. Рядом оказывается будка, а в ней археолог. От него мы и узнаем, что под крышей - могила скифского царя Скилура... Мы узнаем, что работы почти не ведутся, нет средств, но вот когда город расщедрится, создадим музей-заказник, приезжайте, будет интересно.

404. Ну, а пока смотрите два сломанных фундамента. Остальную территорию почти не копали - только огородили ее от городского строительства.

405. Мы распрощались с человеком, объяснившим хоть что-то в этом странном гибриде степи и моря скифов и греков, и побрели назад, переваривая в голове новые сведения об окультуренных Грецией и потому ослабевших скифах. Ничего не поделаешь. С тех давних времен Запад пагубно влияет на героизм дикарей.

406. Веками скифы были простодушны, бескорыстны, как Геракл - сильные, презирающие смерть и потому бессмертные, давили своей отвагой и бесстрашием своих конников на средиземноморские цивилизации. Греки их считали потомками Геракла, но на деле они были предшественниками гуннов, монголов, тюрков. Однако, попав под влияние высокой культуры, их коммунизм и агрессивный

407. патриотизм стали умирать, а с ним умерли и они сами, как повелители мира, остались только небольшим осетинским народом в горах Кавказа. Но, может, об этом не надо сожалеть?

408. Вечерней электричкой к морю

409. День 13. Севастополь - любимый город

Очень многие называли и называют Херсонес-Севастополь любимым городом. И мы из их числа.

410. Поэтому, проведя ночь, как и 8 лет назад, в палатке на пляже Омега, мы поднялись утром с ожиданием праздника. Все делали с удовольствием и согласием. Собрались, искупались, позавтракали, чем Бог послал, и поехали в Центр - показывать знаменитый

411. морской город детям, и, прежде всего,

412. в "Аквариум". Как обалдели детки от разнообразия морского мира,

413. окружившего нас! Алеша: "Там такие черепахи... акулы", Аня: "Лисицы..."

414. Ну, а потом, конечно, смотреть корабли: Здесь и привычный нам речной катерок - и парусник, правда, ресторанный, и мрачноватые военные линкоры-крейсера...

415. Как много поколений моряков тосковало по оставленным здесь семьям, как много любви на него пролилось! Откуда и героизм защитников, и гордость, и заботливое отношение к убранству и порядку на улицах.

416. Мне приходилось все время останавливать руку, тянущуюся к спуску фотоаппарата - ведь город на слайдах уже лежит у нас дома. И все же, как не поздороваться с Морским собором - гробницей четырех славнейших русских адмиралов,

417. или не заснять впервые увиденную в Севастополе татарскую мечеть, открыв в этом древнегреческом и русском городе и татарские черты.

418-421.

422. В Севастополе мы купались на Омеге, где море по колено, в Артиллерийской бухте, где до дна не достал и Витя, и, наконец,

423. в Херсонесе. Конечно, мы не могли пропустить Херсонесского мыса - нашей главной любви, со всеми его руинами и глубинами.

425. Деткам, побывавшим в нескольких музеях, а главное, на фанагорийских раскопках, здесь открылось, что же может быть раскопано.

426-428. Алеша-Аня: "Здесь греки жили... мозаичный пол... все на колоннах жили... а это кувшины..."

429. не обошли вниманием, конечно, и Владимирский собор. Какой он большой рядом с греческой колонной, но, наверное, в ином соотношении находятся представляемые ими веры.

430. ...Античный амфитеатр, после смерти Христа перестроенный в церковь. Мы весь отпуск вели со своими детками поиск веры человечества, и вот привели

431. их к чудесной Греции и радуемся, что они сидят на античных скамьях, что дети не могут теперь забыть этих

432. античных колонн, а через них дотянутся до главной культурной вершины человечества.

433. И отныне не погаснет в их душах греческий идеал, и они обязательно будут гармоничными и счастливыми.

434. Уезжали мы из Севастополя в чреве этой громады по имени "Абхазия". Здесь самые дешевые билеты - VI кл.

435-436. Наша каюта. До свидания, Севастополь

437. Эпизод с фотосъемкой...

438. Здравствуй, Одесса

439. Дни 14-20. Одесса - Молдавия - Эпилог

440-442.

443. Наше последнее морское купание, последний контакт с Понт Эвксинским, прошло не в Одессе, а в Затоке, где мы выскочили из электрички по дороге в Молдавию.

444-445. Алеша: "Волны здесь были какие..." Аня: "Захлестывало..."

446. Молдавия и не принадлежащий ей сейчас Белгород, бывший Аккерман - тема другого диафильма. Мы только отметим, что оставшиеся 5 дней дети не выглядели уставшими или пресыщенными.

447-449. Аня говорит о зачарованной девушке в башне...

Алеша: "Она все злодействовала..." Аня: "Эта сабля злодейская..."

450. Бывали у нас еще крупные размолвки из-за отказа в очередных каруселях-мороженых в Кишиневе,

451. доходило до нашего бешенства, когда Аня не захотела уступить бабушке место в автобусе.

452. Был, к нашему ужасу, и такой эпизод.

453. (дети на коленях у Маркса-Энгельса перед ЦК Молдавии) Аня: "Алешу дядя согнал".

454. В Молдавии мы ходили по Кодрам и красивым селам.

455. И встречали приветливых людей.

456. В наши и детские души входила еще одна замечательная страна, и надеемся, что мы здесь не в последний раз. Детки еще не скоро станут взрослыми. А, став сильнее нас, может, не будут нами пренебрегать.

457. Дай Бог, чтобы наше с ними детство не исчезло навсегда.

458. Конец

Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта sokirko.info доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.