предыдущая оглавление следующая

В.Сокирко. Жизнь и поражения советского инакомыслящего

Глава I. Истоки

Раздел 1. Мои предки по маме

Дополнение 2011 года про Гвинтовое и песни

Только к концу жизни до меня дошла мысль посмотреть в Словаре Брокгауза и Ефрона сведения о родном селе моего деда Митрофана «Гвинтовое»на Сумщине, откуда я легко узнал, что в окрестностях старинного Путивля это село было основано довольно поздно, уже в 1688 году , как раз в пору окончательного «Андрусовского перемирия» и размежевания древней Руси между Польшей и Московией , что было связано с переселением. Нежинского полка под водительством полковника Гвинтовки под русский Путивль. Наверное, в связи с прозвищем этого полковника село казачьих переселенцев и получило свое название Гвинтовое.

В моей памяти с детства праздничная спевка нашей семьи, включая любимую украинскую «Роспрягайте, хлопци, коней, тай лягайте спочивать» И в этих словах песни мне чудятся те первые украинские переселенцы из города Нежина, в числе которых был , наверное, предок моего прадеда Афанасия Глобенко, который как раз, может и выходил в местный садочек в надежде встретиться с подпутивльской дивчиной «рано-вранци» и тем начать вместе с нею наш глобенковский род, именно наш, нежинско-путивльский, сумской народ.

Другая любимая песня моих предков уже носит на себе уже несомненно русское происхождения. О чем мечтает «тонкая рябина» ?- Оказывается, она мечтает «к дубу перебраться», чтобы качаться, сплетаясь с ним ветвями. Мне было бы совсем нетрудно в семейной приязни к этой трогательной песне увидеть сейчас вечную тягу украинцев к совместной жизни с «русским дубом-великаном»... Но на деле никогда такой мечты-приязни в семье моих предков не было. Ну, не мечтали они прижаться к русскому дубу своими тонкими ветвями и с ним вечно качаться, хотя я даже не исключаю, что сама эта «народная песня» именно в таком смысле и была первоначально созданна… Сам я могу только помнить, что в моем детстве ее пели, д но никогда об этом ее главном смысле ничего не говорили, а значит, об этом и не мечтали. Иные были изначально «мысли и желания» моих предков. Думая о последних мечтаниях своих гвинтовских предков, я склонен больше присоединяться к тем, кто погибая в морозной ссыльной Сибири жалел, что в момент Руины и гибели Украины ушел его предок к русскому Путивлю вместо того, чтобы уйти к туркам, «за Дунай» и стать рядом с героями оперы Гулак-Артемовского «Запорожцы за Дунаем» Козаком и Одаркой, тем самым исправив вину князя Игоря за его наезд на Степь.



предыдущая оглавление следующая


Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная.