; ЗЭС N1: К.Буржуадемов "За самиздат надо платить!"
предыдущая оглавление

В защиту экономических свобод            Выпуск 1

Раздел IV. Приглашение к дискуссии

К.Буржуадемов "За самиздат надо платить!"

(обсуждая предложение К. Светлова)

Статья К.Светлова "Белый бизнес и надежды на возрождение", на мой взгляд, должна привлечь внимание своим насущным и важным предложением. Вот оно:

"Можно ли брать деньги за самиздат? Кто должен взять на себя затраты, связанные с несанкционированным свыше "изданием" тех или иных произведений? Современная этика самиздата (по мере развития самиздата должна, по-моему, развиваться и оформляться его этика) не дает на эти вопросы ясного ответа. Есть точка зрения, что основные затраты должны брать на себя авторы: можно подумать, что у них достаточно для этого времени и средств! Может быть, все же – читатели? И еще: нам ли, понимающим (в большинстве своем) пагубность отсутствия незаинтересованности и требований всеобщего бескорыстия, ограничивать себя и других в возможности извлечь также непосредственную личную пользу из благородного дела возрождения (хотя бы и ограниченного) свободы печати?! Конечно, здесь идет речь только о честном бизнесе (масса бед происходит у нас оттого, что утрачено самое такое понятие): разумные цены, внимание и уважение к своим партнерам и никаких обманов по отношению к ним (всем, с кем я имею дело, должно быть хорошо). Не надо стесняться продавать хорошие "самодельные произведения; учитывая нашу специфику (нет возможности изготовить много экземпляров), не надо стесняться брать разумную плату за их прочтение. Так, например, если для объемистого и содержательного произведения (книги) назначить "прокатную цену" – рубль в неделю, то количество его читателей навряд ли уменьшится (на самом деле, я думаю, выиграет и количество, и качество, и внимание читателей, ибо книга будет меньше залеживаться и попадать к случайным людям). С другой стороны, создание такой традиции позволило бы быстро окупать все затраты на "самиздание" и дало бы делу совершенно другой оборот и масштабы. Впрочем, я не против и бесплатного самиздата - в каких-то случаях он оправдывает, кроме того, конечно, не стоит брать деньги с тех, кто в них сильно нуждается".

Я целиком согласен с этим предложением К.Светлова.

Хотелось бы в его обсуждении сразу выделить этическую и экономическую стороны дела. Сначала обсудим первую, самую важную сторону. Конечно, возлагать заботы о распространении самиздата только на авторов и самоотверженных перепечатников-соавторов (ибо за перепечатку сегодня берутся, как правило, очень заинтересованные и духовно близкие к автору люди) неправильно. Получается, что главные потребители – читатели – не участвуют в тревогах и затратах свободного книгопечатания, а как бы пользуются (невольно) благотворительностью.

Понятны причины такого странного положения: мы привыкли обмениваться книгами бескорыстно, потому что до сих пор книги были очень дешевы, а государственные библиотеки бесплатны, т.е. потому что львиную долю затрат на книжное производство брало на себя государство. С самиздатом же положение сложилось совершенно иное: государство не только не помогает, а всей своей мощью преследует свободное книгопечатание. Читатель же все еще пользуется своими эгоистическими привычками государственной бесплатности.

Я считаю, что поднятую К.Светловым тему надо обязательно и глубоко обсуждать, чтобы до большинства читателей Самиздата дошло истинное положение вещей: те, кто только читает самиздат, но сами его не производят, не покупают, не хранят – являются фактическими захребетниками, сваливающими немалые риск и тяготы этого опасного дела на своих друзей. Надо прямо признать, что такие люди занимают недостойную моральную позицию. Свободный интеллигент должен сам брать на себя ответственность за производство, хранение и распространение свободного слова, т.е. самиздатских книг.

Конечно, не у всех достаточно средств и смелости, чтобы решиться на покупку и хранение самиздата (слишком дорого и опасно), для них хорошим выходом может стать "плата за чтение". Я понимаю, что приучать себя к такой плате будет достаточно трудно, но такая психологическая перестройка необходима.

Важно понять, что нельзя назвать себя порядочным человеком, если при чтении самиздата у тебя не возникает чувство благодарности к его автору, хранителю и распространителю, и если это чувство благодарности не будет доведено до ощущения необходимости соучаствовать в этих трудах и риске. С другой стороны, те авторы и владельцы Самиздата, которые предоставляют его читателям бесплатно, бескорыстно, должны помнить, что тем самым они укрепляют плохую традицию читательского нахлебничества, затрудняют деятельность рентабельного, стоящего на здоровой экономической основе Самиздата, способствуют обесцениванию самиздатского чтения и его малой эффективности. Такие авторы и владельцы должны понимать, что их "мягкость и бескорыстие" приносят гораздо больше вреда, чем пользы. Конечно, я при этом имею в виду только самиздат, пользующийся активным читательским спросом. Бессмысленно назначать цену за чтение тех произведений, которые и бесплатно мало кто читает. В отношении оплаты чтения таких вещей, инициатива должна оставаться целиком за читателем: если прочел вещь стоящую – заплати за нее.

2) Теперь коснемся экономической стороны вопроса. Я убежден: только когда Самиздат будет широко ходить на "черном" (на самом деле – свободном) книжном рынке, т.е. только когда он завоюет симпатии рядовых людей и желание тратить на это свое время и средства, только тогда самиздатские авторы могут считать свое дело – истинно народным, а свои произведения – приносящими пользу народу.

Конечно, это правило не без исключений. Конечно, какие-то произведения смогут получить широкое признание только у потомков, и все же данное правило верно: печать должна служить рынку, т.е. свободным, независимым от государственного распределения и службы людям! Самиздат обязан выходить на рынок. Авторы и изготовители, на мой взгляд, должны назначать своим произведениям ту цену, которая бы им позволила продолжить свое святое дело, а с другой стороны – приучала бы читателей Самиздата ценить его продукцию по достоинству, беречь и чувствовать удовлетворение от своей доли личного участия в деле существования и развития свободной печати.

Самиздат должен конкурировать с государственной печатью – не только на духовной, но и на экономической основе. Искренность, гражданственность, бесцензурность – эти качества могут перевесить все выгоды и возможности мощной полиграфической базы государственных издательств.

Сколько же надо платить за самиздат? Сегодня, как правило, цена самиздатской книги складывается  из оплаты труда машинистки или копировальщика. Труд автора, труд организатора перепечатки, риск и т.д. – не учитывается напрочь. А зря.

Но с другой стороны можно понять и стремление покупателей снизить стоимость самиздата до минимально низкой цены: они ведь вынуждены платить за перепечатку книги нормального объема 20-30 руб., не говоря уже о риске хранения и распространения. Вот если бы читатели возмещали покупателям самиздата хотя бы часть потраченных ими средств, то цену за самиздат можно было бы поднять до нормального экономического уровня рентабельности, скажем до 50-100 рубля за книгу. При такой цене и стоимости перепечатки в 30 рублей, за изготовление самиздата мог бы взяться сам черный рынок (как это происходило с книгами Булгакова и Солженицына), т.е. люди, не связанные с авторами. Кстати, последнее резко расширяет рамки распространения Самиздата и укрепляет его неуязвимость от государственных преследований, ибо с рынком государству бороться очень трудно, практически невозможно.

Какую же прокатную цену за чтение самиздата следует назвать? – попробуем ее прикинуть для книги среднего объема, отпечатанную на машинке (примерно, за 30 рублей) и с рентабельной ценой в 50-100 рублей.

Такие книги при частом чтении достаточно быстро треплются, портятся и выходят из строя. Книга на папиросной бумаге не прослужит и года. Содержание многих публицистических сборников устаревает. Кроме того, существует большая опасность, что при обыске книги эти будут изъяты и пропадут не только даром, но и с большими дополнительными издержками. Поэтому будем считать, что если срок окупаемости обычных изделий определяется в 5-7 лет, то самиздатская книга должна окупаться не менее чем за 1-2 года. Простейший расчет показывает, что прокатная цена нашей книги составит 50(100) руб./12(24) месяца = 2 - 8 руб/мес. = 0,5  - 2 руб./неделю, а в среднем около 1 руб./неделю, как это и было предложено К.Светловым.

Такая прокатная цена не может быть очень накладной для читателя, который, как правило, тратит гораздо больше на разовые развлечения типа кино и театра, а получает там зачастую много меньше. И в то же время такая цена дала бы возможность изготовителям и хранителям самиздата средства, достаточные для жизни и расширения. Действительно, если человек изготовит и будет беспрестанно распространять 50 ходовых самиздатских книг, то за год такой деятельности (если его не посадят) при вышеупомянутой таксе за чтение он получит 1р. х 50 кн. х 50 недель = 2500 рублей, т.е. около 200 рублей в месяц.

Прямо скажем, заработок не очень видный, если вспомнить о том неимоверном труде, который надо положить на организацию неофициального издания 50 книг и об опасностях распространения. Даже при таксе 1 руб/неделю чтения за это опасное дело смогут профессионально взяться только смелые и благородные люди. Но уже – могут.

Это главное!

предыдущая оглавление
Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта sokirko.info доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.